![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие формы государства.
Форма государства есть способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим, это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. форма государства всегда имеет самую непосредственную власть с гос властью Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима. Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения: а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика); б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация); в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.
6. Форма правления: понятие и виды. Форма правления характеризует способ организации гос власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных гос органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. по Колич.критерию. (коркунов- если высшее распоряжение властью принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, - аристократия, если же всем, то демократия) Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Признаки 1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешн. и внутр.политике как глава государства. 2. Монарх осуществляет единоличное правление. 3. Власть монарха объявляется священной, 4. Монарх формально независим в своей деятельности. 5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом. 6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха. выделяются абсолютная и ограниченная монархии Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I,). Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной. Дуалистическая (двойственная) монархия - Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Признаки 1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом. 2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства. 3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. Парламентарная (конституционная) монархия - король " царствует, но не правит". власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в констит.монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства. Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан). Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муницип.самоуправление. Признаки 1. Наличие высших выборных органов власти. 2. Возможность участия граждан в управлении делами государства 3. Разделение властей. 4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. 5. Высокий авторитет судебной власти. бывают парламентскими или президентскими. Парламентская республика - главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. Признаки 1. Верховенство власти парламента. 2. Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских выборах. 3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. 4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. 5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку. (в Италии, Германии, Австрии и т.д.) Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Признаки: 1. Президент назначает правительство, кот. несет перед ним политич. ответственность. 2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. 3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков. 4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. 5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны(СШа). существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики. Смешанная (полупрезидентская) республика Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исп.властью обладает правительство, которое несет осн.ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом. В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине -с согласия парламента 7. Формы государственного устройства: понятие и виды. Форма гос устройства представляет собой внутр.деление государства на составные части- администр-территор.единицы, автономные культурные, полит.образования или суверен.государства. -отражает характер соотношения государства в целом и отд. его частей. С точки зрения гос.устройства государства можно подразделить на унитарные (единые гос. образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении гос. образований; (рассматриваются в кач особой формы- конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств). Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей. Унитарное (единое, от лат.— «один») государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Признаки 1. Один Основной Закон. 2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и суд.органы. 3. Единая система законодательства. 4. Единое гражданство. 5. Единая ден.единица. 6. Общая для всех админи-территор.единиц налог. и кредит.политика. 7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются гос.образованиями). Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое состоит только из административно-территор. единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации. Унитарное государство мб многонациональным и однонациональным. Многонациональными являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными - Япония, Египет и т.д. Федерация - соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «союз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда гос. образований. При этой форме гос.устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из гос. образований - членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции. Признаки 1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов. 2. Верховная законодательная, исполнительная и суд. власть принадлежит федер. гос.органам. 3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разгранич-ся союзной Конституцией. 4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодат., исполнительные и суд. органы. 5. Высший законод. (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). (Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан, Нигерия и Эфиопия, США и Бразилия – в Америке..). Существует неск. видов федерат.государств: - основанные на национ.о-террит.признаке (террит-е, нац-е и смеш.); - симметрич. и асимметрич.; - договорные, учредит-е и конституц-е. Конфедерация — это " государственный союз государств", каждое из которых обладает гос.суверенитетом. этот союз именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной гос.деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.). Субъекты являются полностью самост.государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Признаки 1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения опред.целей. 2. - непрочное, как правило, временное образование. 3. Отсутствие единой территории 4. Отсутствие единого гражданства. 5. Право свободного выхода субъектов. 6. Бюджет состоит из добровольных взносов ее членов. 7. В предмет ведения входит незначительный круг вопросов (войны и мира, межд.политики). 8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов. 8. Государственно-правовой режим: понятие и виды. Под гос режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления гос.власти. Гос.режим -важнейшая составная часть политич.режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.(партии, общ.организации, церковь и тд) Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д. (существуют авторитарные, тоталитарные, военные) (Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значит.ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных гос.органов и усилением роли исп.органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов гос.власти до положения сугубо формальных институтов.) Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей. – полит.режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за полит.жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом. Тоталитарный режим - крайняя форма авторитаризма. -существует одна партия, одна гос.идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим можно подразделить на: ♦ фашистский; ♦ полуфашистский; ♦ военно-диктаторский. различаются степенью применения насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения. Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате гос.переворота. Демократический режим характеризуется след.: конституционное провозглашение и осуществление соц-экономич. и политических прав граждан и их организаций, существование ряд политических (в т.ч.оппоозиционных) партий, выборность и сменяемость центр. и местных органов гос власти, офиц.признание и осущ-ие на практике принципов законности и конституц-ти, разделения властей и др. Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократич.политич.режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства, если законодательная власть в нем представлена коллег.органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законод-м широкие социально-экономич. и политич.права граждан независимо от их пола, расы, национ.... Демократический пол.режим может предусматривать прямое участие населения в решении гос.вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политич.решений с помощью выборных представит.органов (парламентская, или представительная, демократия). Либеральный режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому. -характерно отсутствие стабильных полит.структур, слабость социально-экономич.программ, невысокая активность граждан в общественно-политич.жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.
9. Функции государства: понятие и виды. Функции гос-ва - основные направления деятельности гос-ва, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Как осн.напрвления деят-ти они никогда не отождествляются с самой деятелньостью, отражают соци-классовую сущность государства, обусловлены целями и задачами гос-ва, не отождествляются с функциями гос.органов, отличаются своими методами и формами осущ-ия, не смешиваются со сферами деят-ти гос-ва. По сфере деятельности: внутренние и внешние По времени деятельности: постоянные и временные По степени важности: основные и неосновные Формы (средства)осущ-ия функции гос-ва: правовые (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и неправовые (организационные, идеологические, экономические и др) Внутренние функции государства - это осн.направления деятельности гос-а по выполнению стоящих перед ним внутр.задач. - характеризуют его внутреннюю политику. По характеру гос.воздействия на общественные отношения делятся на охранительные и регулятивные. а) Регулятивные функции направлены на организацию обществ.производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.,, функция охраны прав соб-ти и прав и свобод грждан, культурно-просветительская, воспитательная, идеологическая. б) Сущность охранит.функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений. Правоохранительная - направлена на укрепление законн-и и правопорядка в стране. Экологическая заключается в обеспечении прав. режима природопользования. Внешние функции государства - основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. - выступают в виде межд.сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с др.странами. Межд.сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений. осуществляется по двум осн.направлениям: в русле внешнеполитич. и внешнеэконом.деятельности. Поддержание мира, Оборона страны, Экологическая функция, функция интеграции в мир.экономику, поддержания мир.порядка, совместного разрешения с др.гос-ми глобал.экологич.и иных проблем.
10. Механизм государства и аппарат государства. Государственные органы: понятие, классификация. Аппарат государства — это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства. Состоит государственный аппарат из: - органов законодательной власти; - органов исполнительной власти; - органов судебной власти; - надзорных органов (прокуратура, овд); - дипломатических органов. Механизм государства — совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею. Госуд.аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осущ-ся гос.власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед гос-ом на различном этапе его развития цели и задачи. Аппарат любого гос-ва-это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система. Гос.механизм рассматривается как совокупность различных гос.органов, организаций, вооруж.сил, материальных средства гос.власти, а гос.аппарат- лишь как система гос.органов. По своему объему и содержанию гос.аппарат шире понятия госмеханизма. Механизм- понятие в динамике, включает в себя гос.органы и их взаимодействие. Структура гос.механизма: -гос.органы(президент, министерство), -гос.учреждения и организации (полиция, вооруж.силы), -гос.учреждения(школы, больницы, театры), -гос.унитарные предприятия(мосводканал) Механизм создается для осущ-я функция гос-ва. Гос.органы- организация или единичное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, которым они адресованы и осуществляющее контроль за их исполнением. заполняют собой все содержание и формируют всю структуру гос.аппарата. каждый гос.орган представляет собой относительно самостоятельное.ю структурно обособленное звено гос.аппарата, создаваемое для осущ-я строго опред.вида гос.деятельности. каждый гос.орган наделен соотв.компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу гос-ва. Осн.признаки гос.органов: формируются по воле гос-ва, действуют от имени гос-ва, обладают гос-властными полномочиями,, финансируются гос-ом, имеет свою структуру и компетенцию, выступает от имени гос-ва, имеет закон.акт, кот описывает его полномочия и тд., есть герб.печати, адрес и тд., являются юр.лицом. Классификация!: по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач: -на представительные (законодательные учреждения, местные органы власти и самоуправления), -исполнительные(глава государства, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы), -судебные(правоохранительные) органы, -в том числе органы конст.надзора. По порядку осуществления компетенции: единоличные и коллегиальные органы. по характеру полномочий гос.органов: органы общей компетенции (Правительство) и органы спец.компетенции (мвд). В зависимости от порядка формирования: -наследственные (назначаемые), -а также избираемые(гражданами (представ.органы) или формируемые другими гос.органами). по структуре или способу организации: - простые (не имеющ. внутр. подразделения, нотариат) и сложные(обладающие соотв.структурой организаций, министерства, ведомства). в зависимости от территор.сферы деятельности: -федеральные, органы субъектов федерации и местные. Органы, называющиеся органами местн. самоуправления не являются государ-ми и не входят в систему органов государства. (но выступают как специфич.элементы механизма гос.власти, тк по закону наделяются отдельными гос.полномочиями)
|