Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов
Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведение, созданное государством и подкрепленное мерами государственного принуждения. Признаки нормы права: 1. Государственно-волевой характер (интеллектуально-волевой характер); 2.Нормативность; 3.Формально-определена – точное определение обст-в, порожда-х прав.последствия; 4.Подкреплена мерами государственного принуждения; 5.Общеобязательность - обязательны для любого, оказавшегося в сфере действия правовой нормы; 6.Двусторонний характер; 7.Микросистемность - хотя норма является первичным элементом права, она также имеет сложное строение, состоит из взаимосвязанных элементов; 8.Иерархичность - каждая норма права занимает определённое место в иерархии норм и соответственно обладает определенной юридической силой. Структура нормы –её внут.строение, складывающ-ся из элементов, связанных между собой. Гипотеза (предположение) – это часть (элемент) прав.нормы, в кот.содержатся юр.факты (условия), при наступлении которых норма вступает в действие. В гипотезе излагаются те фактич.обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юр.права и обязанности. Виды: - простая - когда предусмотрен только один юр.факт, при наступлении которого норма начинает действовать; - сложная - предусмотрено неск.юр.фактов, и норма начинает действовать только при наступлении всех предусмотренных; - альтернативная - предусмотрено неск.юр.фактов, но норма начинает действовать при наступлении любого. Диспозиция (распоряжение) – это часть (элемент) прав.нормы, в ко.содержится само правило поведения, т.е. права и обязанности участников правоотношений (регулятивная диспозиция), либо состав правонарушения (охранительная). в диспозиции м.содержаться классификация, легальная дефиниция (определение), общий принцип, название и т.п. Виды: - простая - когда предусм. 1 правило либо 1юр. факт, составляющ.правонарушение; - сложная– когда предусм. неск.правил и в каждом случае действия нормы, будут реализовываться все правила; - альтернативная– когда предусмотрено неск.правил поведения, но в каждом случае действие нормы может применяться только одной из них. Санкция (взыскание) – это часть (элемент) прав.нормы, предусм. меры гос.воздействия, которые применяются к какому-либо лицу на основании диспозиции. В зависимости от характера мер гос.воздействия: - поощрительные (позитивные) – это меры положит.желательного воздействия на субъект; - порицательные (негативные) – это меры нежелательного, неблагоприятного воздействия на субъект (наказание). По количеству предусмотренных видов наказания: - простая - когда предус.1 вид наказания (воздействия), кот.применяется в каждом случае действия нормы; - сложная - когда предусм. неск. видов воздействия, причём в каждом случае действия нормы будут применяться все виды; - альтернативная - предусматривается несколько видов воздействия, но в каждом случае применён только один из них; - кумулятивная (дополнительная) – когда предус. неск.видов воздействия. Одни виды являются основными и применяются в каждом конкретном случае, другие - являются дополнительными и м. применяться или не применяться по воле правоприменителя. Способ изложения: 1. Прямой – способ, при котором все необходимые элементы нормы права изложены в одной статье нормативного акта. 2. Отсылочный - в одной статье содержится одна часть нормы права, в другой статье другая часть нормы права, при этом первая прямо указывает где находиться вторая (в этом же нормативно-правовом акте). 3. Бланкетный - при котором одна часть нормы изложена в статье одного нормативно-правового акта, а вторая часть - в другой статье, как правило, другого нормативно-правового акта, при этом первая часть прямо не указывает, где находиться вторая, а только называет ее в целом (например, регулируются правилами трудового распорядка).
|