Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, принципы и виды правотвор.деятельности в РФ.
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная 1.на создание прав.норм, 2.на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деят-ти гос-ва, форму его активности, имеющую своей непосредств.целью формирование прав.норм, их изменение и отмену. По своей соц.сути-это процесс возведения гос.воли в закон, понимаемый в сам.широком смысле слова, ее оформления в различ.нпа, процесс придания содержащимся в них правилам поведения общеобязат.характера. (правообразование> правотворчество> законотворчество) признаки: -является особым видом деят-ти гос-х и иных органов, наделенных правотворч.полномочиями, а также в опред.случаях деят-ть граждан гос-ва, -заключается в принятии, изменении или отмене нпа, -регулируется действующим закон-ом и осущ.по строго установл.процедуре. Принципы: 1. научность. При разработке и издании нпа должна изучаться сложившаяся социально-экон.ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, возможности -кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. 2. демократизм. Проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нпа; в широком привлечении граждан к правотворч.деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю; 3. законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т. е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия норм.актов. содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юрид.силы; 4. профессионализм. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.; 5. системность. Принятый норм.акт должен вписываться в смысловую и юрид.иерархию юрид.актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами; 6. четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям прав.актов, грозит нестабильностью, безответст-ю и ростом правового нигилизма; 7. гласность. Означает открытость, «прозрачность» правотв. процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации; 8. оперативность. Предполагает своевременность издания нормативных актов. в зависимости от субъектов правотворчество подразделяется: 1.непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума; 2.правотворчество гос.органов, (например, Гос.Думы, Правительства РФ); 3.правотворчество отдельных долж.лиц (например, Президента, министра); 4.правотворчество органов местного самоуправления; 5. локальное правотворчество (соглашения, например, на предприятии, в учреждении и организации); 6.правотворчество общ.организации (профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1. законотворчество (правотворчество высших представ.органов — парламентов, в процессе которого издаются норм.акты высшей юр.силы — законы); 2. делегированное правотворчество (нормотвор.деятельность органов исп.власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию норм.актов, входящих в компетенцию представ.органа); 3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представ.органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, гос. комитетами, местными органами гос.управления, губернаторами, главами, руководителями предприятий, организаций..). Закоонтворчество в рф: 1.законод.инициатива, 2.обсуждение законопроекта, 3.принятие закона, 4.опубликование 19. Юридическая техника: понятие и виды. юр.техника-совокупность правил, приемов и специфич.средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нпа и иных юр.документов. Юр.техника имеет целью создание качественных юр.актов, совершенных как по форме, так и по содержанию. Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. В зависимости от видов юр. деятельности можно различать и виды юр.техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной технике. Законод.техника как техника работы с (н)па — наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юр.техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином. Законодательная техника содержит: § правила построения и оформления правовых актов, § приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний, § язык и стиль правового акта, § правила обнародования (промульгации) и систематизации таких актов. Другой вид юр.техники - правоприменительная, включает в себя: § правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов, § способы и приемы толкования юридических норм и актов, § способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности, § способы процедурно- процессуального оформления юридической практики. Условно юридическая техника разграничивается на: § технику изложения воли законодателя; § технику ее документального оформления. Техника изложения воли законодателя предполагает соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических и терминологич.правил. Это связано с тем, что основным, господствующим способом выражения юр.норм является письменная речь. Техника документального оформления предполагает структурную организацию юр.текста и оформление офиц.реквизитов. Для этого предложения объединяются в логически связанные абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы и части. Целью такой структурной рубрикации нпа является придание ему композиционной завершенности и четкости, что позволяет быстро ориентироваться в содержании. В зависимости от специфики содержания юр. актов различают правотворческую, правоприменительную и интерпретационную юр.технику. (Таким образом, насчитывается 6видов юр.техники: 1.правотворческая техника; 2.техника опубликования норм.актов; 3.техника систематизации норм.актов; 4.интерпретационная техника; 5.правореализационная; 6.правоприменительная.)
|