Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совокупный спрос и его факторы
Совокупный спрос представляет собой общую сумму планируемых расходов на приобретение отечественных товаров и услуг за некоторый период времени. Если ВВПпо расходам = С + Ig + G + Xn, то AD = C + Igплан. + G + Xn, где AD – совокупный спрос. Если фактические валовые инвестиции равны планируемым валовым инвестициям, то разница между совокупным спросом (AD) и ВВП по расходам пропадает. В валовые инвестиции входит прирост товарно-материальных запасов. Он может совпадать с планируемым уровнем, а может и отклоняться от него. Следовательно, фактические инвестиции могут отличаться от запланированных инвестиций. На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП ( Q рис 3.1), который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственныйсектор и остальной мир готовы купить при любом возможном уровне цен ( Р ) за некоторый период времени. Рис.3.1 P AD Чтобы получить значение номинального совокупного спроса для каждой точки кривой AD, нужно перемножить координаты соответствующей точки (PQ).
0 Q (реальный ВВП)
Кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон: Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С). Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен растет и процентная ставка, что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств. Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn). П ри повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. И зменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса. Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых кривая AD сдвигается вправо (AD1 рис 3.2), если совокупный спрос растет, или влево (AD2), если совокупный спрос сокращается. Неценовые факторы совокупного спроса. Рис.3.2 P AD1 AD
AD2 - +
0 Q
К неценовым факторам относятся факторы, определяющие объем планируемых расходов каждого из 4 макроэкономических субъектов: потребительских расходов (C), планируемых инвестиционных расходов (Igплан), государственных расходов (G) и расходов на чистый экспорт (Xn) независимо от уровня цен. (1 ) Потребительские расходы. На объем потребительских расходов влияют следующие факторы: благосостояние потребителей; ожидания потребителей; задолженность потребителей; налоги (ставка подоходного налога). (2 ) Планируемые инвестиционные расходы. На объем планируемых инвестиционных расходов влияют следующие факторы: процентные ставки (если изменения процентных ставок не вызваны изменением уровня цен); ожидаемые прибыли от инвестиций; налоги с предприятий; технология; избыточные производственные мощности. (3 ) Государственные расходы определяются законодателями (4) Расходы на чистый экспорт зависят от соотношения экспорта и импорта.
|