Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансы, ф-я система и ее структура
Субъекты финансовых отношений – предприятия, общественные организации, государственные органы управления, государство, население страны. Финансы обеспечивают движение денежной массы от низовых звеньев к центру и обратно через фонды. Финансы – это рычаг формирования темпов и пропорций общественного производства, управления социально-экономическими процессами в обществе. Они позволяют осуществлять контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов в народном хозяйстве.. Финансовая система состоит из финансов государства (общегосударственный бюджет), местных финансов, финансов предприятий; финансов общественных организаций, финансов внебюджетных фондов; финансов населения.
Все элементы финансовой системы взаимосвязаны. Так, финансы предприятий и финансы населения – источники ресурсов для государственных финансов, на них направлены мобилизационные механизмы – налоговая система, система отчислений, таможенные, рентные платежи и прочие. С другой стороны, ресурсы, сконцентрированные в государственных финансах, направляются финансам населения и финансам предприятий в виде дотаций, капиталовложений, социальных программ. Финансы населения и финансы предприятий также связаны между собой: заработная плата и дивиденды, получаемые на предприятии, являются источниками формирования финансов населения. С другой стороны, финансы населения пополняют финансы предприятий через покупку акций, создание малых предприятий Функции финансов: распределение доходов; стабилизация экономики; стимулирование эффективности общественного производства; мобилизация временно свободных денежных средств и использования их на потребности расширенного воспроизводства. 42) Бюджетная система, Государственный бюджет, его доходы и расходы. Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на год. На рисунке 6.1 представлена схема государственного бюджета. Главным источником доходов бюджета являются налоги. Налоги представляют собой сборы, налагаемые государством на доход, имущество и увеличение рыночной стоимости активов отдельных людей и предприятий. Это – прямые налоги. Основные формы прямых налогов: подоходный налог, налог на корпорации, налог на имущество. Наряду с прямыми налогами государство, как известно, взимает косвенные налоги. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги представляют собой налоги на расходы. Это налоги, которыми государство облагает товары и услуги. Они, следовательно, представляют собой часть цены товаров и выплачиваются теми, кто покупает эти товары. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость (или налог с продаж), акцизы и таможенные пошлины. Расходы государственного бюджета состоят (в основном) из двух частей: 1. Государственные закупки товаров и услуг (G в системе национальных счетов) 2. Государственные трансфертные платежи (трансферты), которые представляют собой безвозмездные социальные выплаты домашним хозяйствам. T(чистые налоги) = налоги – трансферты В зависимости от количественного соотношения доходов и расходов государственного бюджета, бюджет может быть сбалансированным (если доходы равны расходам), дефицитным (если расходы превышают доходы) или профицитным (если доходы превышают расходы). На первом этапе анализа бюджетно-налоговой политики нам предстоит выяснить, как наш отказ от одного из допущений кейнсианской модели (относительно роли государства), повлияет на результаты, полученные при анализе этой модели.
Рисунок 6.2 показывает график государственных расходов G. Кривая G представляет собой горизонтальную линию, так как государственные расходы – автономные расходы, определяются государственной политикой и не зависят от уровня доходов (Y). Рис. 6.2 G
G
0 Y Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В этих государствах местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев: ·государственный бюджет или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства; ·бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субьектов федерации в России); ·местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в Федеральный бюджет. Бюджетная система строится в соответствии с рядом принципов: Единство - обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. Полнота - означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном обьеме. Реальность - это правдивость бюджетных показателей. Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны обязательно быть опубликованы. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. К собственным источникам относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами субьектов Федерации и местными органами самоуправления.
|