Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефицит государственного бюджета и государственный долг






 

Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов. Сбалансированный бюджет практически невозможен из-за циклического развития экономики. В период экономического спада наблюдается дефицит бюджета, а в период подъема — его профицит.
Первичный дефицит (профицит) бюджета — это разница между непроцентными расходами бюджета и его доходами. К непроцентным расходам бюджета относятся все расходы, кроме выплат по обслуживанию государственного долга (процентных расходов).
Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.
Чтобы отличить результаты дискреционной фискальной политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывается бюджет полной занятости, являющийся основой для деления бюджетного дефицита на структурный и циклический.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — это разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Циклический дефицит определяется как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Величина циклического дефицита зависит от действия автоматических стабилизаторов.
В период экономического спада, когда уровень безработицы выше естественного, появляется циклический дефицит, а общий бюджетный дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъема экономики общий дефицит бюджета определяется суммой циклического и структурного дефицитов.
Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет внутренних и внешних источников.К внутренним источникам относят:
1) государственные займы, осуществляемые посредством выпуска государственных ценных бумаг;
2) дополнительную денежную эмиссию, производимую Центральным банком Российской Федерации, но эта мера непосредственно ведет к увеличению инфляции;
3) кредиты (номинированные в рублях), получаемые правительством от кредитных организаций;
4) бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, получаемые от бюджетов других уровней;
5) поступления от продажи государственного имущества (приватизации);
6) остатки по государственным запасам и резервам;
7) профициты прошлых лет.
К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят:
1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте;
2) кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, банков и фирм, выраженные в иностранной валюте.


Для уменьшения государственного долга используются такие механизмы, как реструктуризация и конверсия долга.
Под реструктуризацией понимается замена старых долговых обязательств новыми, с более мягкими условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга.
Под конверсией долга понимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции.

 

45) Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой систему управления совокупным спросом, предназначенную для регулирования уровня экономической активности в стране путём изменения налогообложения и государственных расходов.

Если изменения налогообложения и государственных расходов связаны с конкретными законодательными мерами, то они называются дискреционной (активной) политикой.

Главные цели бюджетно-налоговой (фискальной) политики: ликвидация или хотя бы сокращение безработицы и инфляции.

В период спада проводится стимулирующая фискальнаяполитика (фискальная экспансия) с целью увеличения совокупного спроса и, следовательно, равновесного уровня выпуска. Стимулирующая фискальная политика ориентирована на увеличение дефицита государственного бюджета (или сокращение профицита). Для этого используют:

1. увеличение государственных расходов или

2. снижение налогов или

3. сочетание 1-ого и 2-ого.

Если в экономике имеет место инфляция спроса (на фазе бума), то проводится сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика с целью сдерживания роста избыточного совокупного спроса, и, следовательно, сдерживания инфляции. Сдерживающая фискальная политика ориентирована на сокращение дефицита государственного бюджета (или на увеличение профицита). В этих целях используют:

1. сокращение государственных расходов или

2. увеличение налогов или

3. сочетание 1-ого и 2-ого.

Какой из двух инструментов (государственные расходы и налоги) предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от политической ориентации законодателей.

Сторонники сильного государственного сектора в экономике на спаде предпочитают увеличение государственных расходов, на подъёме - увеличение налогов. Противники сильного государственного сектора, наоборот: на спаде предпочитают сокращение налогов, на подъёме - сокращение государственных расходов.

Для того чтобы отделить факторы, связанные с проведением активной бюджетно-налоговой политики, от других факторов, влияющих на дефицит государственного бюджета, используют концепцию бюджета полной занятости - определяется уровнем бюджетного профицита или дефицита, который мог бы иметь место, если бы в экономике в исследуемый период существовала полная занятость.

 

46) 1. Природа и функции денег. Виды денег.

Деньги – это общественное явление, следовательно, деньги функционируют в рамках определённыхобщественных и экономических отношений.

Деньги существуют лишь в таких общественных системах, где имеет место обмен товарами, где характер производства диктует разделение труда и где правовая и этическая системы допускают наличие частной собственности.

Деньги возникли в глубокой древности, выступая как посредник при обмене различными благами. Такой обмен пришел на смену простому товарообмену (бартеру). Сначала роль денег выполняли различные товары: скот, пушнина, драгоценные металлы. В результате длительного процесса исторического развития роль денег надолго закрепилась сначала за двумя драгоценными металлами – золотом и серебром (система биметаллизма), а затем в роли денег стало выступать только золото (система монометаллизма). Товарные деньги имеют внутреннюю ценность, так как они имеют ценность и тогда, когда они не используются в качестве денег.

Наиболее развитой денежной системой, основанной на золоте, была система золотого стандарта. Условием нормального функционирования золотого стандарта являлся свободный размен бумажных денег на золото. В условиях золотого стандарта бумажные деньги носили символический характер.

Современная денежная система основывается на бумажных деньгах (бумажно-денежная система). Современные бумажные деньги, а также металлические монеты (наличные деньги) – это законные платежные средства. Однако они по своей природе не являются символическими деньгами, так как не заменяют золото, которое больше не является денежным товаром. Центральный банк должен обеспечивать устойчивость денежного обращения, то есть осуществлять контроль над денежной массой (количеством денег в обращении).

Независимо от своей природы деньги выполняют следующие функции:

1. служат в качестве средства обращения: выступают посредником в обмене товарами и услугами (товарном обращении);

2. служат в качестве счётной единицы, выражая цены товаров;

3. служат как средство сохранения ценности (средство сбережения, средство накопления).

Функция денег как средства обращения – их важнейшая функция. Ее успешное выполнение зависит от количества денег в обращении.

Количество обращающихся денег в экономике называется денежной массой или предложением денег. Оно может быть определено различными способами, которым соответствуют различные денежные агрегаты.

В разных странах применяются различные агрегаты, однако, везде действует общий принцип: одни денежные агрегаты используют для определения «узких» денег, другие – для определения «широких» денег.

В состав денежных агрегатов, определяющих «узкие» деньги, входят наиболее ликвидные активы. «Широкие» деньги включают и менее ликвидные активы. Ликвидность – это понятие, которое используют для определения степени легкости, с которой любой вид активов может быть превращен в законное платежное средство.

Хотя деньги являются самым ликвидным активом, однако, в роли средства накопления им свойствен существенный недостаток: чем выше уровень цен, тем ниже покупательная способность денег.

Количественная теория денег.

Связь между количеством денег в экономике (предложением денег) и уровнем цен устанавливает количественная теория денег.

Тождество, лежащее в основе количественной теории, было впервые выведено Ирвингом Фишером в 1911 г.:

М * V = P * T,

где М - это количество денег в обращении (денежная масса, предложение денег);

V - это скорость обращения денег, (среднее количество раз, которое одноименная денежная единица переходит из рук в руки при обеспечении сделок в течение года);

Р - уровень цен;

Т - число сделок или общий объём предложения товаров и услуг, включая сделки с финансовыми активами.

Приведенное выше соотношение является тождеством: общие денежные расходы на товары и услуги (М * V) за некоторый период времени должны равняться денежной ценности произведенных товаров и услуг (Р * Т). Это тождество превращается в уравнение, если предположить, что скорость обращения денег (V) является постоянной или изменяется очень медленно.

 

Понятие нейтральности денег. Эффект Фишера.

Методологической базой количественной теории денег послужила классическая дихотомия: разделение экономических переменных на номинальные и реальные.

Классики и их современные последователи утверждают, что номинальные переменные находятся под влиянием исключительно изменений в денежно-кредитной системе. В то же время реальные экономические переменные (уровень производства, занятость, реальная процентная ставка и т.п.) не зависят от изменений в денежно–кредитной системе. Это утверждение получило название нейтральность денег.

Именно признание нейтральности денег объясняет отрицательное отношение монетаристов к использованию денежно-кредитной политики в целях стабилизации экономики.

Нейтральность денег послужила основанием для эффекта Фишера. В уравнении, предложенном Ирвингом Фишером, номинальная процентная ставка выражается как сумма реальной процентной ставки и темпа инфляции:

i = r + π,

где i – номинальная процентная ставка, r – реальная процентная ставка, π - темп инфляции.

Эффект Фишера, таким образом, предполагает прямую зависимость между темпом инфляции и номинальными процентными ставками.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал