Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письмо из Гималаев






 

Во второй книге «Оккультизма и Йоги» особенного внима­ния заслуживает статья д-ра А.М.Асеева о «Фармакодинамике Оккультизма»; она существенна и полезна, но, по моему мне­нию, автор слишком преувеличивает достижения Хатха Йоги, говоря, что «адепты ее, подобно раджа-йогам, пробуждают кун- далини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобож­дения от оков физической материи...» (стр. 61).

Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого адеп­тами Хатха Йоги, очень относительна, и освобождения от оков физической материи в том смысле, как это понимается Учите­лями Оккультизма, они не достигают. В Учении сказано: «Мы не знаем никого, достигшего путем Хатха Йоги». Даже то раз­витие низших сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), не прочно, в следующих вопло­щениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хат- ха Йоге, именно только самая легкая пранаяма, производимая с большой осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемо­му] сумасшествию.

Совершенно справедливо индусы высокого духовного раз­вития с большим недоверием взирают на Хатха Йогу и считают, что в лучшем случае она годится лишь «для тучных и больных». И Суоми Вивекананда был очень против погони за так наз[ы- ваемыми] сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему при­ходилось видеть страшных демонических личностей, совершав­ших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Поэтому главный пробный камень для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магни­те сердца, в оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуется не низшая сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст ученику необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать вы­сокому идеалу. Высшие формы Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме; каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но как далеки они от духовных достижений. Потому нельзя полагаться на одну пранаяму.

Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что принято называть ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, не­престанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «Чаше». Именно, к пробуждению уже накопленных энергий и к отложе­нию новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.

Также не вполне правильно утверждение д-ра Асеева, что «Тайноведение никогда не обладало бы точным знанием аст­рального плана, которое стало ему доступным благодаря само­отверженным трудам хатха-йогов» (стр. 64). Разве почвовед зна­ет меньше о земле, нежели простой землепашец?

Затем, по моему мнению, разница между Хатха Йогой и Раджа Йогой именно качественная, а не количественная, как утверждает д-р Асеев. Хатха Йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда еще не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны.

Далее, Хатха Йога диаметрально противоположна Агни Йоге. В Учении сказано: «Именно Агни Йога не имеет ничего общего с Хатха Йогой — это нужно очень понять». Агни Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механи­ческими упражнениями и нуждается в непосредственном воз­действии Великого Учителя. Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре «Чаши». Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен явиться в жизни, тогда как прочие Йоги (кроме Карма Йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию.

Также нельзя каждого, вступившего на стезю одной из Йог, сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен, как ска­зано уже, лишь кармическими накоплениями. Поэтому, когда д-р Асеев пишет, что раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков... — правильнее было бы сказать, что имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа-, или жнана-, или бхакти-йогом может прояв­ляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа... Раз достигнута высокая ступень истинного Йога — раджа, жнана или бхакти — не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не может стать «изувером», и жнана — Мудрец, обладаю­щий Глазом Дангма, не может вдаваться в невежественные умст­вования, так же как бхакти — Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может упиваться «смертными мука­ми». В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога, или в ханже — будущего бхакти и в изувере — раджа-йога и т. д., именно имеются в виду харак­терные задатки, которые, будучи трансмутированы огнем духов­ности, могут дать определенные формы Йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.

Хатха Йога опасна еще и тем, что она, своеобразно укреп­ляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астраль­ных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. При храмах Индии держали и еще держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некото­рых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвященным. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых темных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с ме- диумистической организацией и наклонностью к лимфатично- сти. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истин­ным Агни-Йогом.

Владыки Знания очень опечалены развитием низших сте­пеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишенные равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Чтобы действительно стать оккультным учеником, следует, прежде всего, работать над нравственной, духовной сто­роной жизни путем применения Учения в жизни, что даст не­минуемо расширение сознания и необходимое равновесие. Уче­ние, прежде всего, прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы на­полнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простей­ший путь к приближению. Велика миссия — зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавлива­ется в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.

6.V.1934 Елена Рерих

Гималаи

I

[О МАСОНСТВЕ]

 

В первом томе «Оккультизма и Йоги» напечатана статья Григория Бостунича-Шварца о тайне смерти и воскресения Христа, в которой автор — известный ненавистник масонов — не преминул бросить камень в масонство, напомнив о своем новом труде против этого духовного движения. Воистину, уди­вительно — человек считает себя оккультистом и выступает против масонства, этого древнего как мир, высокого и светлого учения, которое является наследством пра-древней религии.

К сожалению, в наши дни всеобщего разложения масон­ство сделалось жупельным понятием; человечество, повинуясь стадному инстинкту, любит идти давно избитыми, мертвыми дорогами, ненавидит независимых, свободных искателей Исти­ны и клеймит их позорящим словом «масон». Но, конечно, это новое модное слово имеет такое клеймящее значение лишь в сознании и умах наших соотечественников. Много иностранных слов любопытно преломляются в их сознании. Так, случалось ли вам слышать в устах наших сородичей (правда, с очень низким сознанием) слово «циферблат», употребляемое ими как выраже­ние наивысшего презрения? Вы скажете, что этот пример не­сравним и неуместен здесь, я же отвечу — лишь степень другая, но сущность одна. Право, следовало бы осторожнее пользовать­ся непонятными для нас определительными. Вообще, курьезно, если бы не было так печально, невежество большинства наших соотечественников о положении, занимаемом масонством в ци­вилизованных странах. По-видимому, им не известно, что все главы государств, все короли возглавляют масонство в своих странах, вся аристократия Англии и других стран, многие выс­шие чины правительств имеют разные степени масонства и свои ложи. И даже здесь, в Индии, ежегодно, в особо памятный день, масоны — официальные чины Британской Империи, парадиру­ют по улицам главных городов при всех своих масонских рега­лиях. Все это делается совершенно открыто, газеты и журналы полны снимков как разных королей, дюков и принцев в масон­ских одеяниях, так и их лож и собраний. Масоны в Америке и Англии кроме многочисленных лож, имеют во всех главных городах свои особые грандиозные храмы. Конечно, ввиду такого распространения этого движения и даже профанации его, ибо каждый лавочник и трамвайный кондуктор — масон, можно встретить наряду с бутафорией и вредные ложи. Как всегда и во всем, все прекрасное является сейчас редчайшим исключением. И во всей силе остается пословица: «Одна паршивая овца зара­жает все стадо». Но умам, претендующим на просвещенность, следовало бы строить свое мнение на фактах и не изображать из себя попугаев, бессмысленно повторяющих услышанные ими формулы.

Масонское Братство принесло огромную пользу России — это прекрасно известно всем непредвзятым искателям Истины. Напомним лишь тот факт, что фельдмаршал князь Мих[аил] Илл[арионович] Голенищев-Кутузов, так называемый спаситель России, был масоном и ему было указано, что он спасет Россию. И история свидетельствует, насколько жизнь его была верным служением своим Государям и своей Родине. Потому зачем про­являть невежество? И не будет ли справедливее и научнее изу­чить, чем было и чем стало сейчас масонство? Ознакомившись с первоосновами масонства, мы изумимся высоконравственно­му кодексу его. Да, нужно бороться с косностью и невежеством, с темным сознанием, с ограниченным мышлением. Это самое неотложное и светлое задание. Ведь жизнь питается только высокою мыслью, потому удушение мысли неминуемо приведет к разложению. Привожу строки из Учения:

«Так же как сознание может быть залогом расцвета, так оно может явиться разложением. Мысль ограниченная является проводом для темных проявлений. Потому мысль может раз­виться в великое напряженное начинание или может разрушить каждое начало. Ограниченное мышление сокрушает все возмож­ности, ибо явление строительства зиждется на росте сознания. Как можно устремляться к Высшему Идеалу без расширения сознания? Ведь Облик Высший может быть осознан огненным и бесстрашным сознанием, ибо нет предела мощи огненного сознания».

Потому так важно и так светло задание внесения в жизнь Основ Живой Этики на осознании и принятии Великой Иерар­хии Света.

II

[О ДУХОВНОМ ДВИЖЕНИИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ]

 

От души приветствую намерение редакции «Оккультизма и Йоги» печатать информацию о духовном движении в Советской России. Подобные сведения чрезвычайно ценны и значительны. Мы знаем теперь, какой страшной нетерпимостью отличается воинствующий материализм, каким невыносимым преследо­ваниям подвергаются в Советской России все белые ячейки. Казалось бы, — грозность переживаемого времени должна вдох­новить русских зарубежных оккультистов и объединить их под одним знаменем. Но, увы, это не так! Оккультные кружки и об­щества продолжают обособленную работу, только свои доктри­ны считают истинными и не желают с открытым сердцем по­дойти к другим учениям. Это происходит оттого, что мы еще не доросли до свободы мышления. Мы еще в младенчестве и нам нужны заборчики и повода — так решают за нас наши духовные водители. Наше самоедство лишь подтверждает эту незрелость мысли. Но давно сказано, что не хулители от малого сознания спасут Россию, но здравый рассудок наших Иванов. Именно — «Иван стотысячный спасет Россию». Именно, черед за Иваном. Именно Ивану стотысячному будет дана возможность проявить свой потенциал. Но Иван этот не тот, каким представляют его себе русские эмигранты. Иван этот предъявит новые требования и запросы, ему нужна будет вера прочная, вера обоснованная и не расходящаяся с жизнью. И провозвестники ее должны будут применить веру эту в жизни на личном примере, иначе не утвердить. Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость, милосердие и защиту Отца Небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен тот религиозный подъем, который ожидается, то по своему ка­честву он будет иным и, чтобы утвердиться, ему нужны будут те­зисы, обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать гла­за, большой сдвиг произошел в сознании масс. Ведь страдания — великий учитель и трансмутатор. Не серенькая спокойная жизнь просвещает нас. Нужно готовить сознание свое к разрешению многих проблем. Трудно будет сознанию закостеневшему, не из­жившему старые предрассудки. Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий Вселенский Собор и про­смотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов, должна будет изучить сочинения первых христианских философов и отцов Церкви, ближайших ко времени Иисусову; и тогда вся красота Подвига Иисуса Христа, вся ширь Его Учения будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний. И только тогда будет заложена Новая Ре­лигия, Религия Святого Духа. «Не на горе сей и не в Иерусали­ме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Евангелие от Иоанна, гл. 4, ст. 21—24).

12.XII.1934 Т.П.Сундри

Гималаи

[ОТЗЫВ О ЧЕТВЕРТОЙ КНИГЕ «ОККУЛЬТИЗМ И ЙОГА»]

 

Четвертая книга «Оккультизма и Йоги» еще богаче по со­держанию. Редакция становится щедрой. Еще не было времени прочитать ее полностью, но могу сказать — как всегда, верные сотрудники сборника сделали прекрасное приношение. Остано­вил мое внимание отзыв Е.Д. о книге А.И.Клизовского. Весьма странно возражение рецензента против определения понятия «То» как Непознаваемое, Беспредельное и Предвечное!

Опять где-то показался призрак антропоморфизма. Конеч­но, То, Неизреченное, Непознаваемое или Беспричинная При­чина, Бескорний Корень или Абсолют и т. д. не может рассмат­риваться как индивидуальность, ибо каждая индивидуальность есть уже известное ограничение, но Абсолют не может быть ограничен. Ошибочно также возражение, что «Бог есть Любовь, но любить может только индивидуальный некто, субъект, а не безличный принцип или закон». Спросим — задумался ли возражатель над тем, что есть эта Космическая, Божественная Любовь и как выявляется она в миллиардах миллиардов нескон­чаемых проявлений, и как выражается она на разных ступенях сознания, непрестанно разворачивающего беспредельный по­тенциал Того, что Восток, в своем великом почитании сокро­венности Божественного Принципа, не решился обозначить никаким именем, как только «То», именно «Неизреченное», и запретил всякие обсуждения Его, сосредоточив всю силу по­знавания на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. Тайной держится Вселенная. Вдумайтесь в это глубже.

Да, жизнь очень сложна, и люди, восторгаясь и принимая Учение, вдруг спотыкаются об одно положение, не могут вос­принять неожиданный для них аспект многогранного Алмаза Истины, обнаруживая при этом всю поверхностность понима­ния Всеобъемлющего Учения.

6.VII.1935 Т.П.Сундри

Гималаи


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал