Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Организация самостоятельной работы студентов является одной из важнейших проблем в условиях реализации компетентностной модели образования. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Организация самостоятельной работы студентов является одной из важнейших проблем в условиях реализации компетентностной модели образования. Под самостоятельной работой обучающихся сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению основной образовательной программы высшего образования, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижений конкретного результата. В настоящее время в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума. Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеуадиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов по формированию общекультурных и профессиональных компетенций, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду внеаудиторную работу. Ее организация представляется наиболее трудоемкой, но необходимой для реализации компетентностного подхода в образовании. Можно выделить основные задачи самостоятельной работы: - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; - углубление и расширение теоретических знаний; - формирование навыков работы с литературой и другими источниками информации; - развитие познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие исследовательских умений. Успешность самостоятельной работы определяется рядом условий, к которым можно отнести: - целенаправленное планирование и рациональную организацию; - мотивированность обучающихся на выполнение заданий; - разнообразие видов и форм самостоятельной работы; - обеспечение обучающихся необходимыми методическими и информационными ресурсами с целью превращения самостоятельной работы в творческий процесс. С учетом целей и задач, решаемых в процессе выполнения самостоятельной работы, а также специфики содержания можно выделить следующие основные виды самостоятельной работы: - подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям. Это традиционные формы работы, включающие повторение лекционного материала, изучение рекомендованной литературы, конспектирование источников, изучение нормативных документов. Для подготовки к аудиторным занятиям разрабатываются рабочие программы дисциплин, планы семинарских занятий, практических работ с указаниями по их выполнению. Однако проведение лекций и других занятий в инновационных (интерактивных) формах требует специальной подготовки обучающихся. - самостоятельное изучение отдельных тем учебной дисциплины. Это одно из основных направлений активизации учебной деятельности и индивидуализации обучения. Обязательным условием результативности самостоятельного освоения темы является контроль выполнения задания. Результаты могут быть представлены в виде конспекта, схем, таблиц. Может быть проведен блиц-опрос по теме. - подготовка к тестированию, контрольной работе. Требует тщательного изучения (или повторения) материала по теме или блоку тем. Предполагает работу с конспектами, учебниками, источниками. По дисциплине должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят. - написание рефератов, эссе. Предполагает самостоятельное изучение источников по определенной теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях. В результате студент должен продемонстрировать способность аргументировать положения и выводы, четкость и лаконичность изложения, оригинальность постановки проблемы, способность самостоятельно осмыслять факты. Преподаватели готовят списки тем рефератов, продумывают темы эссе. - выполнение курсовой работы. Курсовая работа – самостоятельное научно-практическое исследование, направленное на творческое освоение базовых и профильных дисциплин и выработку соответствующих профессиональных компетенций. В ходе подготовки курсовой работы студенты приобретают навыки работы с научной и специальной литературой, документами, нормативными и архивными материалами, развивают знания по предмету, решают практические задачи. Для написания курсовой работы готовятся списки тем по отдельным учебным дисциплинам, а также рекомендации по написанию курсовых работ. - подготовка к промежуточной аттестации (зачету, экзамену). Для промежуточной аттестации создается фонд оценочных средств, позволяющий оценить знания, умения, навыки и уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Для такой оценки необходимы результаты работы студента во время семестра (чему способствует балльно-рейтинговая система), а также ответы на самом зачете или экзамене. - выполнение самостоятельной работы во время учебных и производственных практик. Она направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки студентов и приобретение ими практических навыков в сфере профессиональной деятельности. Правильно сформулированные требования к содержанию практик, оформлению и защите отчетов по практикам могут дать хороший образец системного подхода к оценке уровня приобретенных компетенций. Для организации самостоятельной работы в ходе проведения практик разрабатываются программы практик. - научно-исследовательская работа включает в себя подготовку и выступление с докладами на заседаниях студенческого научного общества и научных конференциях, написание тезисов и статей, участие в олимпиадах и конкурсах. Итоговая государственная аттестация (ИГА) включает выпускную квалификационную работу, а также (по решению вуза) государственный экзамен. Целью ИГА является проверка профессиональных и общекультурных компетенций, приобретенных выпускником при изучении учебных циклов ООП. При этом выпускная работа представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. В зависимости от творческой индивидуальности как обучающихся, так и преподавателей, могут быть использованы и другие формы самостоятельной работы: составление портфолио, подготовка к деловым играм и тематическим дискуссиям,, аннотирование, реферирование, контент-анализ, составление резюме, составление списков литературы на определенную тему, подготовка аналитических обзоров, моделирование различных ситуаций и систем, проектная деятельность, составление словарей и кроссвордов и многое другое.
Вопросы для самоконтроля
|