Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диаграмма 1. Последовательность реализации Целевой Программы
Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных [2] и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок. Таким образом, ключевой особенностью программного управления является то, что решаемые при помощи ПЦМ задачи не могут быть решены при использовании стандартных «рутинных» управленческих процедур органов власти, муниципального управления и коммерческих структур, а также в рамках действий исключительно одной из сторон процесса [3]. Следовательно, одним из основных признаков программно-целевого подхода является его комплексность и наличие соответствующих организационных форм реализации программ. Применение программного подхода к решению оперативных задач управления не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта. Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются [1, 3, 4]: 1) выравнивание уровня социально-экономического развития регионов; 2) повышение равномерности распределения производительных сил; 3) создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость для государства; 4) создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов; 5) эффективная организация бюджетной системы; 6) повышение уровня научно-технического развития; 7) создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры; 8) воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом. Основными предпосылками применения программно-целевых методов планирования и управления на государственном уровне выступают: Большая площадь территории, ее географическая неоднородность и административная раздробленность. Наличие неоднородностей и диспропорций в: o пространственном распределении факторов производства; o социально-экономическом уровне развития регионов; o отраслевой структуре экономики; o структуре внешнего торгового баланса; o уровне жизни различных слоев населения (индекс Джинни); o этническом и религиозном составе населения. Наличие устойчивых негативных тенденций: o снижение численности населения; o высокий износ и устаревание основных средств; o отток природных, финансовых и интеллектуальных ресурсов за рубеж; o рост коррупции и преступности. Отставание от развитых стран по ключевым факторам, определяющим производительность труда: o уровню научно-технического развития; o энергоемкости экономики; o качеству трудовых ресурсов (здоровье и образование населения).
|