Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство Древней Греции.
История Древней Греции делится на пять основных этапов: I. Крито-микенская культура (3 — 2 тыс. до н.э.) II. Гомеровский период (XI — VIII вв. до н.э.) III. Архаика (VII — VI вв. до н.э.) IV. Классическая Греция (V в. до н.э. — три четверти IV в. до н.э.) V. Эллинизм (конец IV в. до н.э. — II в. до н.э.)
Славу искусства Древней Греции составляют её архитектура, скульптура, вазопись, театр. Особенности греческого искусства — это чувство меры, естественность, органичность человеку и его бытию. Утвердить торжество красоты, обретающей в образе человека своё высшее воплощение, — вот главная задача греческого искусства. Особой заслугой архитектуры Древней Греции является создание ордерной системы, в которой впервые последовательно и до конца осуществлено деление частей на опору, несущие (колонны) и несомые (балки архитрава). Ордер (от лат. ordo — строй, порядок, система) — порядок расположения архитектурных элементов здания. Главные ордера в Греции — дорический, ионический и коринфский. На их основе был создан тип греческого храма — периптер (прямоугольный, окружённый колоннадой). Храм — основной тип постройки в это время. Дорический ордер — самый прочный и тяжёлый на вид из трёх архитектурных ордеров греческой системы. Дорическую колонну было принято сопоставлять с образом нагого героя, а сам ордер — как выражение его силы, духовной и физической. Ионический ордер — занимает среднее положение между дорическим и коринфским ордерами. Ионическую колонну сравнивали с образом прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер — как выражение её грации. Коринфский ордер — самый лёгкий, стройный и самый декоративный из трёх ордеров греческой системы. Коринфскую колонну сопоставляли с образом прекрасной девушки, а сам ордер — как выражение её нежности и чистоты. Памятники древнегреческой архитектуры: «Львиные ворота» в Микенах. XIV в. до н.э. Кносский дворец. О. Крит. XVI в до н.э. Храм Зевса в Олимпии. Середина V в. до н.э. Парфенон. 447-438 гг. до н.э. Иктин и Калликрат, скульптурное убранство Фидия и его школы. Афины. Акрополь. Пропилеи Афинского Акрополя. 437-432 гг. до н.э. Мнесикл. Храм Ники Аптерос. 449-421 гг. до н.э. Калликрат. Афины. Акрополь. Эрехтейон. 421-406 гг. до н.э. Афины. Акрополь. Мавзолей в Галикарнасе. Середина IV в. до н.э. Сатир и Пифей. Театр в Эпидавре. IV в. до н.э. Поликлет Младший.
С гончарным искусством был связан особый вид живописи — вазопись. До VII в. до н.э. в росписи ваз господствовал геометрический стиль. В эпоху архаики был принят чёрнофигурный стиль, который сменился краснофигурным, позволяющим более свободно воспроизвести пластику тел, движение, соотношение фигур в пространстве.
Древнегреческая скульптура. Красоту и величие свободного человека утверждала эллинская пластика. Первые образцы греческой монументальной скульптуры появляются в эпоху архаики (VII — VI вв. до н.э.) — юношеская обнажённая атлетическая фигура (курос) и женская одетая (кора). Расцвет греческой пластики наступает в период классики. Скульпторы V века до н.э. создали в своих произведениях типически обобщённый образ всесторонне развитого и гармонически прекрасного человека. В мраморе исполнялись скульптурные украшения храмов, бронза стала главным материалом для круглой скульптуры. Высшие достижения греческой скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона и Поликлета. Работы Мирона (сер. V в. до н.э.) отличались композиционной продуманностью и законченностью движения, выражающего суть замысла. Его интересовала проблема правдивого и убедительного изображения движения. Работал в бронзе, был мастером круглой пластики. «Афина и Марсий», «Дискобол». Фидий (ок. 500-490 — 431 г. до н.э.) Статуи, украшавшие фронтоны Парфенона, рельефы, высеченные на его метопах, и фриз, опоясывающий здание, являются вершиной греческой классики. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос («дева») и Зевс в Олимпийском храме, выполненные в хрисоэлефантинной технике (из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе), и Афина Промахос («воительница») из бронзы. К семи чудесам света была причислена хрисоэлефантинная статуя Зевса работы Фидия для храма в Олимпии. Поликлет — мастер бронзовой скульптуры — был не только ваятелем, но и теоретиком искусства. Он написал сочинение «Канон» о пропорциях человеческого тела. В статуях спокойно стоящих атлетов стремился найти идеальные пропорции. «Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка». В искусстве IV в. до н.э. главной проблемой стала передача внутреннего мира человека. Скопас. «Вакханка. (Менада)». Пракситель. «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом». Лисипп. Портреты Сократа, Александра Македонского. Леохар. «Аполлон Бельведерский». Женские образы Праксителя и бытовые сценки воспроизводились в статуэтках из обожженной глины (терракоты). Славились терракоты из Танагры в Беотии. Художественными центрами в эпоху эллинизма (конец IV — II вв. до н.э.) становятся Александрия, Пергам и Родос. В скульптуре александрийской школы получил развитие бытовой жанр. Наряду с культовыми статуями создавалась декоративная скульптура, садово-парковая и для украшения дворца и частного дома. «Мальчик с гусем», «Нил», камея Гонзага. Характерные черты пергамской школы: драматичность ситуации, динамика действия, усложнённость композиции. Фриз алтаря Зевса в Пергаме. Умирающий галл. Сражённый галл. Афродита Мелосская. Родосская школа: «Ника Самофракийская». Харес — «колосс Родосский» (бронзовая фигура Гелиоса). Агесандр, Полидор и Афинодор — «Лаокоон». Лучшие творения греческой пластики до наших дней сохраняют значение нормы и недосягаемого образца.
Контрольные вопросы.
8. Что было главной задачей греческого искусства? 9. Расскажите о развитии монументальной скульптуры в эпоху архаики. 10. Как развивалось пластическое искусство в эпоху классики? 11. Каковы особенности творчества Мирона, Фидия и Поликлета? 12. Назовите работы Мирона, Фидия, Поликлета. 13. К чему стремились скульпторы IV в. до н.э.? 14. Какие школы определяют развитие античной скульптуры в эпоху эллинизма? 15. Назовите памятники древнегреческой пластики.
|