![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древнерусское зодчество.
Русское искусство X — XVII веков принято называть древнерусским. Вместе с принятием христианства в 988 году на Русь пришли византийские мировоззренческие представления и искусство. Однако под влиянием национальных особенностей, языческих обрядов и художественных традиций славян прошёл процесс русификации византийского стиля. В XII веке русское искусство стало самостоятельным и зрелым. Как и всё средневековое искусство, оно было преимущественно церковным, культовым, было подчинено установленным канонам. В X — XI вв. решающую роль в объединении русских земель сыграл Киев. Для утверждения новой религии в XI веке возводились мощные, величественные храмы, которые обладали отличительной чертой, идущей от русских деревянных построек, — многоглавостью. Храмы были крестово-купольными, пятинефными, с наружи к храмам с трёх сторон примыкали галереи (соборы св Софии в Киеве и Новгороде. XI — XIII вв.). В XII веке перестали строить мощные многокупольные храмы; преобладающим типом стал одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм со шлемовидной или луковичной главой на высоком барабане и закруглёнными апсидами с восточной стороны. Стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части, каждая из которых завершалась полукружием коробового свода — закомарой. В пределах этого общего типа складываются региональные типы храмов. Церкви Владимиро-Суздальского княжества отличаются стройностью пропорций, чёткостью силуэта, устремлённостью ввысь (церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Дмитриевский собор во Владимире. 1197 г.). В Новгороде строили добротно, основательно, но не роскошно. Церкви приземисты, как бы немного расширяются книзу, часто видны неровности и шероховатости кладки стен, апсида во многих храмах одна, низкая, сильно выступающая (церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. 1406г.). Подобными чертами обладают и церкви Пскова, но здесь получила развитие одна особенность — соединение церкви с небольшой открытой звонницей (церковь Покрова и Рождества Богородицы во Пскове. XIV-XVI вв.). В конце XV — XVI вв. создаётся единое централизованное государство, возникает идея «Москвы — третьего Рима». В Москве реконструируется Кремль (XII — XVI вв.), возводятся соборы: Успенский (1479 г.), Благовещенский (1489 г.), Архангельский (1508 г.), колокольня Ивана Великого(1600 г.). В XVI веке возникает новый тип храма — шатровый (церковь Вознесения в с.Коломенском (1532 г.), храм Покрова (Василия Блаженного) в Москве. 1560 г.). XVII век называют веком узорочья. В искусстве проявляется отказ от строгой простоты, величавости и нарастает светское начало, появляется тяга к нарядности, красочности, фантастичности. В архитектуре появляются бочкообразные кровли, резные наличники, многоярусные кокошники, витые столбики, богатый орнамент, широко используется цвет в декоративных целях (Путинковская церковь в Москве, церковь Покрова в Филях, Ново-Девичий монастырь в Москве. XVI — XVII вв.). На русском Севере продолжали строить преимущественно из дерева. Русская деревянная архитектура на редкость своеобразна и красива (Преображенская и Покровская церкви погоста Кижи).
Занятие №6
|