![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт приватизации ГМС зарубежных стран ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Приватизация существовала и существует не только в странах с переходной экономикой, но и в развитых странах мира в виду пересмотра подхода к составу объектов ГМС. Современному этапу эволюции рыночной системы, наступившему в 1970-1980-е гг., присущи новые тенденции развития государственной и муниципальной собственности. Одна из тенденций - снижение доли государственной собственности. В основе такого процесса лежат две основные причины. Первая причина - изменившиеся условия общественного воспроизводства, прежде всего возросший динамизм изменений структуры и объема платежеспособного спроса, усиление потребности в гибком реагировании производства на меняющуюся рыночную, технологическую и социальную ситуацию. Вторая причина - низкая экономическая эффективность государственных и муниципальных предприятий, обусловленная спецификой их функций, экономического положения, особенностями системы управления ГМИ. Системе управления ГМИ присущ ряд генетических, в принципе неустранимых дефектов. В их числе: 1) бюрократизация управленческой деятельности; 2) относительная длительность процессов сбора, переработки, анализа информации. Сужение государственного и муниципального сектора в процессе приватизации осуществляется по определенным программам, разрабатываемым и реализуемым органами государственной власти и управления. Такие программы отражают специфику условий и задач экономического развития отдельной страны, особенности избранного механизма приватизации. Обратим внимание на существенные характеристики механизма приватизации, проведенной в западноевропейских странах и Северной Америке.
В Великобритании программа приватизации, реализованная в первой половине 1980-х гг., имела следующие отличительные признаки: - проводилась по трем взаимосвязанным направлениям: продажа частному сектору принадлежащих государству активов; предоставление частным компаниям привилегий на производство товаров и услуг, ранее производимых государственным сектором; устранение различных ограничений на конкуренцию с государственными монополиями; - приватизировались преимущественно прибыльные предприятия нефтяной, электронной и других передовых отраслей промышленности, прибыльные филиалы убыточных компаний; - наряду с предоставлением персоналу предприятий льготных условий покупки акций практиковалась также их безвозмездная передача; - в качестве способов приватизации использовались открытая и закрытая продажа акций, а соответственно два вида цен: фиксированные и конкурсные; - применялось квотирование акций (например, 34% акций компаний электроснабжения выделялось индивидуальным инвесторам, 48% - институциональным, 20% - зарубежным юридическим и физическим лицам); - широкое распространение получил выкуп предприятий менеджерами и работниками. Среди основных достижений британской программы приватизации можно назвать: 1) значительно возросшую эффективность и прибыльность бывших государственных предприятий; 2) значительный рост числа акционеров; 3) значительное сокращение государственных субсидий ГП.
Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период.
Во Франции программа приватизации второй половины 1980-х гг. предусматривала: - сочетание государственного регулирования и рыночных рычагов; - разработку для каждого предприятия плана приватизации, утверждаемого декретом премьер-министра; - использование свободной продажи акций через механизм биржи в качестве предпочтительной формы смены собственника; - продажу персоналу предприятия акционерного капитала на льготных условиях (стоимость акций для них уменьшалась до 20% при условии сохранения ее владельцем в течение трех лет, отсрочка оплаты акции продлевалась до трех лет); - создание «твердого ядра» акционеров (держателей 15-30% акций) приватизированных предприятий для обеспечения стабильности контроля над их управлением; - использование вырученных от приватизации средств на выплату государственного долга и на капитальные дотации другим государственным предприятиям. В ходе приватизации уже к середине 1990-х годов было получено 43 млрд. долларов. Приватизационная кампания способствовала увеличению числа акционеров.
Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы: 1) автоматическое распределение акций между сотрудниками приватизированных компаний; 2) частное размещение крупных блоков акций у «стабильного ядра» (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать эти акции в спекулятивных целях, способствуя таким образом их будущему твердому положению на фондовом рынке. Французское правительство часто использовало «золотую акцию».
В июне 1994 года был принят закон, позволяющий правительству держать у себя «золотую акцию» в стратегически важных предприятиях, в частности в естественных монополиях и предприятиях коммунальных услуг. Испания. В Испании программа приватизации существует с 1982 года и проводится то с большей, то с меньшей интенсивностью. Преобладающей формой приватизации является предложение акций в широкую продажу через Испанскую фондовую биржу и на международных рынках капитала.
Предложенные фирмой «Фольксваген АГ» в 1995 году покупная цена «Шкоды» и десятилетний план инвестиций на общую сумму в 6, 5 млрд. долларов определили выбор «Фольксвагена» в качестве стратегического покупателя «Шкоды». Доля государства в размере 30 % будет со временем продана в виде неголосующих акций либо через систему купонов, либо в рамках первоначального предложения акций (ИПО). «Фольксваген АГ» довел долю своего участия до 70 процентов. Это позволило поднять автомобильную промышленность Чехии на мировой уровень и снять социальную напряженность в стране. Канада. Реализация программы приватизации в Канаде началась в 1985 году и продолжается до сегодняшнего дня.
К 1997 году было приватизировано 26 государственных предприятий, включая государственную авиалинию, государственную железнодорожную и объединенную нефтяную компанию, а также компанию по обогащению урана, телекоммуникационные компании и компании, производящие самолеты и оружие. Программа приватизации в Канаде расширила рынки капитала и явно способствовала росту эффективности бывших государственных предприятий. США. Заслуживает внимания и концепция приватизации в США, где к ней стали относить не только продажу государственных предприятий, но и внедрение других рыночных механизмов, например контрактирование государственных учреждений с частными фирмами - исполнителями заказов, передачу производственного капитала государственных корпораций в частную собственность посредством договорных сделок или через систему публичных торгов, а также путем установления арендных отношений между соответствующими государственными органами и частными фирмами. Обобщая зарубежный опыт приватизации, можно выделить инструменты (рисунок 2.12), позволяющие сохранять присутствие государства в экономике и создающие возможности для интеграции его капитала с частным.
Рисунок 2.12 – Современные инструменты приватизации зарубежных стран
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что за счет приватизации как одного из наиболее часто используемых методов управления ГС правительства различных стран получают довольно крупные поступления в бюджет и одновременно снимают с себя бремя обслуживания и управления крупными предприятиями своих стран. Финансовые потоки, связанные с приватизацией в различных странах проиллюстрированы в таблице 2.1. Таблица 2.1 - Поступления от приватизации (млрд. долл. США)
|