![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурные эпохи: европоцентристский подходСтр 1 из 12Следующая ⇒
Исторические типы культуры
Культуры, близкие в пространстве или времени, часто обладают сходными типологическими характеристиками. Это связано как с генетическим родством и взаимовлиянием культур, так и с родственностью исторических и природных условий их существования. Типологизация культур по их пространственным и временным параметрам позволяет не только отразить естественные, объективно обусловленные отношения между ними, но и наиболее полно очертить специфику каждой отдельной культуры и ее место в общем ходе развития мировой культуры. Поэтому она имеет в культурологической науке особое значение. Далее речь пойдет об исторической и региональной типологизации культур, т.е. об их типах, выделенных по хронологическому и географическому принципам. Культурные эпохи: европоцентристский подход Различие культур по их принадлежности к историческим эпохам – давняя традиция. В истории обычно выделяются четыре основные части. 1. Древний мир – от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи. Период включает в себя «доисторическое» и «историческое» время. 2. Средние века – от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения. 3. Новое время – от эпохи Возрождения до Первой мировой войны. 4. Новейшее время – от конца Первой мировой войны до наших дней. Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются: первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового времени, современная культура. Следует иметь в виду, что эта типология родилась в русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о своем происхождении, развитии и значении для всего человечества. Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории Европы, главным образом, Западной. Но европейские исследователи вплоть до конца 19 в. были уверены в том, что развитие европейской культуры является образцом, которому так или иначе должны следовать другие, неевропейские, народы. Последние движется вслед за Европой по тем же историческим ступеням, что и она, но только отстают от нее в этом движении. Европейская культура – это наиболее высокоразвитая из всех культур, и в дальнейшем все другие культуры будут постепенно подтягиваться до ее уровня. Такой взгляд на мировую культуру и ее развитие лежит в основе концепции европоцентризма. Европоцентризм – детище европейской (западной) цивилизации. Он представляет собой апологетику западной культуры, западных ценностей, западного образа жизни. Объявляя Европу центром мировой цивилизации, он проповедует превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость распространения ее во все регионы земного шара. В этом, с его точки зрения, состоит «цивилизаторская» миссия Запада, осуществление которой способствует прогрессивному развитию всего человечества в целом. Видный идеолог европоцентризма, немецкий теолог и философ Э. Трёльч писал, что у неевропейских народов отсутствует историческое самосознание и критическое отношение к прошлому. Только европейских дух унаследовавший великую античную культуру, познавший святые истины христианства, способен понять единство человеческого рода, его исторический путь. Поэтому всемирная история есть история развития европейского духа и проникновения его во все страны. Сторонники европоцентризма распространяют периодизацию социокультурной истории Европы на все области земного шара. Это ведет к заметным натяжкам и искажениям реального историко-культурного развития народов неевропейских стран. Но что касается европейских народов, то развитие их культур действительно более или менее вписывается в последовательность перечисленных исторических эпох.
|