Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средневековое искусство
Упадок и застой, охвативший науку и технику в начале средневековья, коснулся и художественной культуры. Во время варварских набегов и междоусобных войн, а также от рук христианских фанатиков погибло множество античных памятников и произведений искусства. Мастера самых различных профилей – ювелиры, скульпторы, архитекторы, художники – погибли либо были уведены в плен. Оставшиеся в живых писатели, философы, историографы были вынуждены приспосабливаться к требованиям и вкусам новых хозяев Европы – варварских королей. В результате были утрачены многие достижения античности в самых разных сферах художественной культуры. Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима.
Стиль, господствовавший в культуре Западной Европы в IX-XII в.в., получил название романского. Он нашел выражение в архитектуре, скульптуре, живописи, наложил отпечаток и на мышление человека.
Основными чертами романской архитектуры были толстые и прочные стены, господство полуциркульных арок и сводов, тяжеловесность пропорций как светских, так и культовых сооружений, особо следует отметить отсутствие купольных перекрытий. Это объясняется рядом причин. Во-первых, как уже было указано, в раннем средневековье многие достижения античной архитектуры были утрачены, среди них, например – технология возведения купола. В руках средневековых западноевропейских мастеров остались только секреты строительства арок и сводов, причем тяжесть сводов требовала возведения толстых и крепких стен; мастера же, умевшие строить настоящие купольные перекрытия, к этому времени остались только в Византии. Во-вторых, в это время, как правило, все здания, кроме своей основной функции, выполняли еще одну – оборонительную. Это касалось и жилых сооружений, и храмовых, в особенности монастырских комплексов. Следствием этого было дополнительное утолщение стен, узость оконных проемов, больше похожих на бойницы, наличие не только в замках, но и в храмах башен, а нередко и оборонительного рва с валом, а также практически полное отсутствие каких-либо декоративных элементов во внешнем оформлении. По словам французского ваятеля Родена, романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность» [Культурология. – Ростов-на-Дону, 1998, с.209].
Суровым было и внутреннее убранство феодальных замков. Жизнь и быт феодалов всех рангов – от простого рыцаря до короля – в то время мало чем отличались. Утонченный быт властителей Древнего Рима ушел в прошлое. Раннесредневековый феодал довольствовался простой одеждой, грубой пищей, был весьма неприхотлив не только в походной, но и в домашней обстановке. Такие популярные в Риме заведения, как бани и библиотеки, исчезли, сохранившись только в монастырях.
Внутреннее убранство храмов было значительно богаче. Поскольку в христианских храмах, в отличие от античных языческих, богослужение ведется внутри храма, то строители много внимания уделяли как внутреннему оформлению стен, так и храмовой утвари. В романских церквах можно видеть рельефы, статуи, а также фрески и мозаики, покрывавшие стены, столбы и потолки; предметы богослужения изготавливались из драгоценных металлов и камней и нередко украшались чеканкой, эмалями. Все это делалось для создания во время богослужения торжественной и величественной атмосферы, человек должен был чувствовать себя среди этого великолепия ничтожным и грешным. Однако и здесь на всем был виден отпечаток романского стиля. Романские скульптуры и живописные изображения отличает схематизм, отсутствие портретного сходства и пропорций тел, живописные изображения лишены перспективы, более важное всегда изображалось более крупным. Эти же черты характерны и для появившихся в начале II тысячелетия декоративных предметов домашнего обихода, а также для книжных миниатюр.
Схематизм романских изображений не был следствием какой-то хронической неумелости, небрежности или примитивности мышления средневековых мастеров. В основе романского типа мышления лежало предпочтение духовного телесному, материальному, и это сказалось на видении мира. Мастера стремились передать не внешний облик, но образ, особенно при изображении персонажей Священного Писания. Задачей мастера была передача внутреннего мира изображаемого персонажа, его переживаний или, наоборот, спокойствия, для чего подчеркивались одни, наиболее важные с точки зрения мастера черты, и затушевывались другие, второстепенные.
С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился. В политической жизни установилась большая или меньшая стабильность, вследствие этого исчезла необходимость превращать жилище и храм в крепость; развитие науки и техники привело к усовершенствованию способов строительства, открытию новых методов обработки металлов, стекла и т.п. Теперь мастера научились возводить более легкие своды, для поддержания которых не требовались массивные стены. Поэтому в ряде случаев стена как таковая совершенно вытесняется пучками тонких колонн, на которые и распределяется тяжесть сводов, а между колоннами остаются огромные оконные проемы. Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатымиарочными проемами. Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов.
Изменилось и внутреннее убранство церквей. Теперь, когда стены практически исчезли, уже нельзя было применять в оформлении фрески и мозаики – их просто негде было размещать. Выход был найден, когда картины стали помещать прямо на окна, вставляя в сделанную из свинца фигурную раму заранее задуманной формы цветное стекло. Эта техника получила название техники витража.
О.Роден. Поцелуй
С наступлением эпохи готики произошли изменения и в скульптуре. Теперь она стала более реалистичной. Мастера стали придерживаться пропорций, фигуры приобрели портретное сходство с оригиналами. Готические соборы обильно украшались статуями и с наружной стороны, причем число их могло исчисляться десятками и сотнями.
Особо следует сказать об оформлении книг. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. Их обложка делалась из дерева, обтягивалась кожей, и, особенно у церковных книг, оформлялась золотой и серебряной чеканкой, драгоценными камнями. Внутри книги были полны рисунками, или миниатюрами. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе. Как уже указывалось, книжные миниатюры имели те же черты, что и романские настенные изображения: схематизм, полное или частичное отсутствие перспективы, выделение размерами главного героя миниатюры. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. Нужно также отметить, что техника книжной миниатюры с небольшими изменениями просуществовала в Европе вплоть до нового времени.
Завершая разговор о культуре средних веков, следует отметить, что эта эпоха не была ни случайной, ни противоестественной. Несмотря на разительный контраст между античной и средневековой культурой, все же нужно признать, что средневековье в целом не было упадком. Это было время особого мировоззрения, особого видения многих вещей, что нашло свое отражение во всех сферах культуры. И именно в недрах средневековья зародилось то, что в последующую эпоху дало всплеск культурного развития; но семена Возрождения упали на хорошо возделанную почву средневековья.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|