Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европейская культура эпохи Нового времени




1.10.1. Особенности и своеобразие в развитии культуры Нового времени
1.10.2. Апология разума в культуре Нового времени. Феномен Просвещения
1.10.3. Становление техногенного характера европейской цивилизации
1.10.4. Механизм культурного «рынка». Становление массовой культуры
Н. Коперник Г. Галилей И. Ньютон  

 

  1.10.1 Особенности и своеобразие в развитии культуры Нового времени Как известно, термин «Новое время» наряду с термином «Возрождение» стали применять еще гуманисты эпохи Ренессанса, называвшие так время, в которое они жили, в отличие от античности – времени древнего расцвета культуры, и средневековья – времени между античностью и Возрождением. Исторически в последующие времена сложилось так, что термин «новое время» закрепился за эпохой, последовавшей за Возрождением, начиная с XVII века. Этот период разделяется на две эпохи – эпоху Просвещения и эпоху, не имеющую общепринятого названия в литературе, охватывающую время XIX – начала XX века, историческими вехами его являются наполеоновские войны и Первая мировая война – Октябрьская революция в России. Эпоха Просвещения также имеет свои вехи, и если верхняя граница – это, как уже было сказано, период наполеоновских войн, то нижняя граница не столь ярко выражена. За этот условный рубеж принимали Английскую буржуазную революцию (середина XVII века), начало книгопечатания в Европе (ок. 1445 г.), научную революцию и переворот в мировоззрении человека (XVI-XVII век). С точки зрения культурологии наиболее предпочтительной выглядит именно последняя граница. Научная революция –это сравнительно короткий период времени, в течение которого происходит радикальная переработка основ теорий, служивших для объяснения каких-либо явлений и фактов, исследуемых учеными. Научная революция, произошедшая на рубеже Нового времени, привела к смене старых представлений о мире, базировавшихся на субъективном толковании священных текстов и явлений видимого мира, научным взглядом на эти проблемы. Она охватывает XVI-XVII вв. и связана с именами таких выдающихся ученых и мыслителей своего времени, как Н.Коперник, И.Кеплер, Т.Браге, Д.Бруно, Б.Спиноза, Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Декарт и многих других. Это было время небывалого расцвета естественных наук – физики, математики и особенно астрономии. Критерием познания становится эксперимент, ученые отныне ставят перед собой задачу не просто описать явление, но объяснить его, понять причинно-следственные связи, приводящие к возникновению того или иного явления. Научная революция XVI-XVII вв. привела к формированию картины мира, весьма отличавшейся от старых, сформировавшихся еще в античности, представлений о Вселенной. Вместе с тем достижения античных и средневековых ученых не были отвергнуты, они вошли в учения нового времени как их составная, органичная часть. Можно также отметить, что на смену философским толкованиям природы вещей пришло их истолкование посредством математических и физических законов. 1.10.2 Апология разума в культуре Нового времени. Феномен Про­свещения   В деятельности ученых эпохи Научной революции ярко проявились различные характерные для науки Нового времени черты, такие, как абсолютизация опыта, мнение о всесилии человеческого разума и науки вообще, попытки рассматривать природу как проявление Божества. Одной из основ мировоззренческой ориентации человека Нового времени стал сциентизм – концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры и в идейной жизни общества. При этом под наукой как таковой, как правило, понимались естественные и точные науки. Ученые, признающие идейную основу сциентизма, нередко скептически относятся к определению гуманитарных и общественных наук именно как наук, пытаясь применить и к ним математические законы или облекая их в характерную для точных наук форму – внедрение системы аксиом, строгих логических построений и т.п. Одним из следствий сциентизма стал впервые проявившийся еще в идеях Френсиса Бэкона (1561-1626) и оформившийся в трудах Огюста Конта (1798-1857) и Эрнста Маха (1838-1916) позитивизм – научное течение, полагающее, что цель науки состоит в накоплении и упорядочении фактов, и в этом смысле только «научный» (в сциентистском смысле) метод и является единственным источником истинных знаний. Еще одним следствием сциентизма можно считать механицизм – учение о природе как о сложной системе, в которой действуют законы механической формы движения материи, т.е. все живые и неживые объекты суть не что иное, как сложные механические системы, своего рода автоматы, которые либо наделены управляющей ими душой (человек), либо действуют по велению внешних причин (животные). Одним из философов, развивавших подобные взгляды на природу, был Рене Декарт (1596-1650). И все же в целом период Научной революции XVI-XVII вв. был большим шагом вперед в развитии науки, которая практически полностью отделилась от религиозно-мифологической традиции. В это же время возникает представление о технике как о силе, способной перевернуть мир и стать средством разрешения всех социальных противоречий. Развитие науки и техники на заре Нового времени породили представление о разуме как о всесильном инструменте, для которого нет ничего невозможного. Выражением этого представления стали изречения Ф.Бэкона «Знание – сила» и Р.Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую». На рубеже XVII-XVIII вв. такое представление привело к убеждению, что разум и только разум может изменить существующий порядок вещей, в т.ч. и отношения между людьми. Философы этого времени были убеждены, что все несправедливости, заложенные в устройстве современного им общества, имеют причиной обычное мракобесие и невежество, следовательно, для исправления положения достаточно просто сформировать новое мировоззрение и мироощущение человека путем привития ему идей добра, справедливости, а также распространения научных знаний. Это идейное течение стало основой культуры XVIII в. и получило название Просвещения. В основе философии Просвещения лежало представление о решающей роли сознания в развитии общества, откуда вытекали концепции естественных прав человека и автономии личности. Естественное право просветители рассматривали как некое право, которое изначально заложено в природе человека; оно, в отличие от права государственного, никем не придумано и исходит из равенства всех людей от рождения. С другой стороны, в эпоху Просвещения популярностью пользовалась концепция общественного договора – учение о возникновении государства и государственного права в результате сознательно заключенного между людьми договора, т.е. изначально существовавшее состояние никем и ничем формально неограниченной «естественной свободы» человека догосударственной эпохи привело к анархии и «войне всех против всех», в ходе которой менее сильные люди были вынуждены объединиться и отдать заботу о своей безопасности в руки более сильных людей (государства), отказавшись в обмен от части своей личной свободы. Отсюда просветители делали вывод, что, если государство есть продукт договора между людьми, то в случае нарушения каких-либо пунктов этого договора он может быть расторгнут по инициативе одной из сторон. Эта концепция стала одной из идейных предпосылок буржуазных революций XVIII-XIX вв. Такое же влияние на умы людей в эту эпоху оказала концепция автономии личности, согласно которой человеческая личность и общественная мораль объявлялись автономными по отношению к религии, которая теперь сама выводилась из требований и интересов морали, вместо того, чтобы стать ее опорой и истоком. Следует также сказать, что основной идеей и целью просветителей было улучшение общественной жизни, устранение недостатков существующего порядка вещей, итогом чего должно было стать построение на земле «царства разума». Именно этими идеями в конечном итоге руководствовались и деятели Французской революции к. XVIII в. Однако то, что получилось у них, никак не укладывалось в представления о «царстве разума» – речь идет о гражданской войне, невиданном до того по масштабам т.наз. «революционном» терроре, вандализме, когда разрушались памятники культуры и осквернялись могилы под предлогом борьбы с наследием «проклятого прошлого», и прочих им подобных явлениях, которые обернулись растянувшимся на долгие десятилетия хаосом и кровопролитием. Следует отметить, что, очевидно, попытка переосмыслить роль и место таких основополагающих явлений нашей жизни, как мораль, духовность, смелые заигрывания с тезисом о «праве» народов на бунты и восстания и не могли привести к иному результату. 1.10.3 Становление техногенного характера европейской цивилиза­ции   Научная революция совпала по времени с коренным сдвигом, произошедшим в технике и производстве Европы – промышленным переворотом. Ростки капитализма, зародившиеся в недрах феодального общества еще в эпоху Возрождения, на рубеже Нового времени привели к господству буржуазного начала в экономике таких стран Европы, как Голландия, Англия и Франция. В этих странах буржуазия перестала довольствоваться только экономическим влиянием и стала заявлять претензии на политическое господство, которое и было ею достигнуто в ходе буржуазных революций. Бурное развитие промышленности и торговли, сосредоточение в руках буржуазии экономической и политической власти создали предпосылки для роста материально-технической базы производства. Старый уровень мануфактурного производства перестал удовлетворять потребностям развивающейся промышленности. Следствием этого стали шаги, направленные на повышение эффективности производства различных видов продукции и замену ручного труда машинным. В первую очередь коренные изменения произошли в промышленном производстве Англии. Ставка на производство и экспорт шерстяных изделий, сделанная английским дворянством, заставила инженеров искать пути интенсификации текстильной промышленности. Первым из изобретений, значительно повысивших производительность труда ткачей, был летучий челнок для ткацкого станка, созданный в 1733 г. Д.Кеем. После этого были созданы механическая прялка «Дженни» Д.Харгривса (1765 г.), водяная прядильная машина Р.Аркрайта (1769 г.), механический ткацкий станок Э.Картрайта (1785 г.). Однако все эти усовершенствования не могли удовлетворить требованиям времени, пока основным способом приведения машины в действие оставалась человеческая сила или сила рабочего скота. Решить проблему мог двигатель, который бы не зависел от места его применения и от капризов погоды, а также имеющий доступный и достаточно дешевый источник энергии. Таким универсальным двигателем стала паровая машина, которую независимо друг от друга изобрели И.И.Ползунов (1763 г.) и Д.Уатт (1784 г.), но по причине отсутствия в России необходимой промышленной базы проект Ползунова не пошел далее создания работающего образца, и распространение в европейской промышленности получила машина Уатта. Впоследствии она была поставлена на корабль (пароход Фултона, 1807 г.) и колеса (паровоз Стефенсона, 1814 г.). Возросшая вследствие развития промышленности и ее оснащения паровыми машинами потребность в металле и угле привела к развитию металлургии и угледобычи. Начали формироваться машиностроительные отрасли промышленности. Промышленный переворот произошел в течение примерно 80 лет. К середине XIX в. европейская цивилизация превратилась в техногенную. Это наложило свой отпечаток не только на промышленность, но и на иные сферы общественной жизни. Общество все более четко делилось на два класса – владевшей средствами производства буржуазии и лишенных этих средств пролетариев, продающих свою рабочую силу. Все более разделялись понятия «работа» и «свободное время», понятие успешности в делах ставилось в зависимость от вложенного труда и потраченного времени. Это привело к новому отношению ко времени, когда главенствующим стал принцип «время – деньги». Достижения науки и техники привели к ускорению жизни, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени. Городской быт приобрел черты, резко отличающие его от быта сельского. Изменения, произошедшие в европейском обществе в процессе становления техногенной цивилизации, имели как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, развитие промышленности привело к увеличению производства необходимых человеку товаров, повышению их качества; с другой стороны, промышленный переворот имел и такие последствия, как рост безработицы, разорение мелких производителей, не имевших возможности конкурировать с крупным фабричным производством, увеличение разрыва между богатством и бедностью, беспощадная эксплуатация колоний. Все эти явления так же мало напоминали предсказанное просветителями «Царство разума», как и последствия Французской революции. Как следствие неудовлетворенности итогами общественного развития начали формироваться новые политические и общественные течения (чартизм в Англии, утопический социализм во Франции), а также возникли новые тенденции в культуре – классицизм сменяется романтизмом, который пытался жестокому миру действительности противопоставить свой идеальный мир, свободный от недостатков мира реального. Промышленный переворот к середине XIX века завершился в большинстве стран Европы и Северной Америки. В течение XIX века техника обогатилась множеством изобретений. Известно, что многие ученые и XIX-го, и XX-го веков наталкивались на непонимание и неприятие их теорий окружавшим их научным миром. И это неслучайно. Дело в том, что развитие науки и техники в XIX веке приобрело такие масштабы и темпы, что уместно говорить о новой научной революции, произошедшей на рубеже XIX-XX вв. Так же, как и научная революция XVII века, революция к. XIX – н. XX вв. привела к новому коренному изменению представлений человека о мире, замене теперь уже Вселенной Ньютона – Галилея на Вселенную Альберта Эйнштейна. Научная революция к. XIX – н. XX вв. продолжилась и в новом столетии, превратившись в середине XX века в революцию научно-техническую. Успехи науки и техники XIX – начала XX века породили впечатление близости долгожданного «золотого века», когда благодаря развитию науки и техники все люди получат возможность быть совершенно счастливыми. Но уже тогда стали появляться первые признаки тщетности этих надежд. Следует сказать, что многие изобретения и открытия стали использоваться отнюдь не во благо человеку. XIX век стал веком создания не только разнообразных машин, помогавших человеку в его деятельности, но и всевозможнейших видов оружия. Так, в течение времени, прошедшего с наполеоновских походов до первой мировой войны, оружие прошло столь же впечатляющий путь развития, как и паровая машина. Более того, с течением времени именно военные инстанции разных стран мира превратились в органы, контролирующие развитие науки и техники, и ученые нередко были вынуждены отдавать свои изобретения в руки военных экспертов, которые проверяли возможность их использования для создания новых видов оружия. Это правило имеет силу и в наши дни. В результате всех этих явлений в сознании части философов и культурных деятелей стало формироваться представление об обреченности существующего мира. Мир в их представлении стал видеться как некое здание, которое строится ввысь, но, как и любое другое сооружение, имеет предел прочности. И когда развитие человечества достигает некоего «критического» уровня, неизбежно наступает крах цивилизации, как рухнуло бы здание, достигшее предела своей прочности. Эти представления нашли отражение в философских течениях и в художественной культуре XIX – начала XX века. 1.10.4 Механизм культурного «рынка». Становление массовой куль­туры После окончательного утверждения капиталистических отношений в Европе стало очевидно, что обещанное просветителями «Царство разума» так и не наступило. Вместо него европейское общество стали раздирать новые противоречия, неизвестные феодальной эпохе. XIX век вошел в историю не только как век пара и электричества, он еще стал веком кровавых войн и социальных потрясений, веком великих революций. Если за триста предшествовавших лет во всем мире было всего лишь четыре революционных переворота (Голландская революция XVI в., Английская революция XVII в., Североамериканская война за независимость и Великая Французская революция в XVIII веке), то за XIX век столько же революций произошло в одной только Франции – в 1830, 1848, 1870 и 1871 гг., не считая революций в других странах Европы и Америки. Революции, приводя к ликвидации тормозивших развитие общества феодальных пережитков, вместе с тем вели к массовому пролитию крови, страданиям множества людей. Мыслители XIX столетия, пытаясь найти причину происходящего вокруг них, строили различные теории, которые были не в состоянии объяснить причины и предсказать следствия творившегося в мире хаоса и развала. В итоге в самом начале века часть деятелей науки и культуры ушла в романтизм, пытаясь в этом придуманном ими идеальном мире спастись от хаоса мира реального, а впоследствии большая часть мировой элиты разделились на несколько лагерей, среди которых наиболее влиятельными были социалисты-утописты, надеявшиеся на победу разума над хаосом и на постепенное переустройство мира в соответствии с идеями Просвещения, последователи социально-политических идей К.Маркса и Ф.Энгельса, которые построили теорию насильственного коммунистического переустройства общества, и декаденты, которые отчаялись найти выход из складывавшейся в Европе и мире ситуации и пришедшие к выводу, что мир обречен, и пытаться спасти его бессмысленно. Показательно, что распространение капиталистических рыночных отношений не ограничилось одной экономикой, оно охватило в известной степени и искусство. Этот процесс начался еще в XIX веке и окончательно завершился на рубеже эпох, породив своеобразный «рынок культуры», где культурные явления конкурировали по образу и подобию капиталистического рынка. Это в немалой степени повлияло на столь большое количество культурных стилей, возникших в течение XIX-XX вв. Романтизм – идейное и художественное движение, охватившее самые различные области культуры, пришло на смену классицизму в Европе в начале XIX века. В романтизме, как в художественном методе ярко выражено отношение художника к изображаемым явлениям, что придает произведениям искусства известную приподнятость, особую эмоциональную направленность. Зародившись в Германии, романтизм наибольшего развития достиг во Франции (Г.Жерико, Э.Делакруа, Г.Доре). Крупнейшие его представители в Германии – Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, П.Корнелиус, в Великобритании – Дж.Констебль, У.Тернер, Д.Байрон. В России черты романт­изма проявились в творчестве О.А.Кипренского, отчасти – В.A.Тропинина, С.Ф.Щедрина, М.И.Лебедева, К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, Ф.П.Толстого, а главой романтизма в русской литературе по праву считается поэт В.А.Жуковский. Делакруа Медея Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм – это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он соз­дает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях. Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романти­ческой эстетики. Из Германии новое течение стремительно распростра­нилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Еще одним крупным направлением в культуре XIX в. являлся реализм. Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощен­ная специфическими средствами искусства. В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX в. Он выражался в воспроизведении типич­ных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни. У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема «личность и общество». У писателей она выражалась в противостоянии социальных закономерностей и нравствен­но идеала, индивидуального и массового. Там, где ученый стремился оставаться нейтральным к событиям, как того требовал от него научный метод, художник-реалист проявлял страстную заинтересованность, желание исправить мир, решить нравственные проблемы современности. Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности. Когда капитализм в середине XX в. вступил в новую историческую фазу, стал более цивилизованным, то пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились художественные стили эпохи. От романтизма реализм отличают методы отображения критикуемой реальности: скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир человека – у романтиков. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах ис­кусства XIX – XX вв. числятся Стендаль, О.Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, М.Твен, А.П.Чехов, Т.Манн, У.Фолкнер, А.И.Солженицын, О.Домье, Г.Курбе, И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.П.Мусоргский, М.С.Щепкин, К.С.Станиславский. К реализму тяготеет и творчество крупнейшего французского писате­ля XIXв. Эмиля Золя (1840-1902), хотя литературоведы относят его к самостоятельному течению – натурализму. Натурализм (от лат natura – природа) – направление в европейской и американской литера­турах и искусстве последней трети XIX в., теоретиком и главой которого являлся именно Э.Золя. Он стремился к «объективному», бесстрастно­му воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Творчеству Золя присуща социально-критическая направлен­ность, четко проявившаяся в романах «Чрево Парижа» (1873), «Запад­ня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892). Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возника­ют новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. Символизм(от фр. symbolisme, от греч. – знак, символ) – художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Ф.Ницше, творчеству Р.Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму. С помощью «сверхчувственной интуиции» символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые под внешним покровом. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности. Художник-символист создает произведения, дающие выход воображению.   Основные представители символизма в литературе – П.Верлен, П.Валери, А.Рембо, С.Малларме, М.Метерлинк, А.А.Блок, А.Белый, Вяч.И.Иванов, Ф.К.Сологуб; в изобразительном искусстве: Э.Мунк, Г.Моро, М.К.Чюрленис, М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О.Бёрдсли, работы многих мастеров стиля «модерн». Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844-1896), Стефан Малларме (1842-1898), Артюр Рембо (1854-1891). Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве – импрессионизм (от фр. impression – впечатление). Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э.Мане, К.Писсарро, Э.Дега, П.О.Ренуар, К.Моне, объединившиеся для борьбы за об­новление искусства против официального академизма в художественном творчестве. Постимпрессионизм (от лат. post – после и импрессионизм) – художественное течение конца XIX – начала XX в., возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Они расходились по принципиальным вопросам. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором – рассудок и интерес к философским аспектам бытия. К постимпрессионистам относят П.Сезанна, В.Ван Гога, П.Гогена, А. де Тулуз-Лотрека, Ж.Сёра, представителей неоимпрессионизма и группы «Наби». Их творчество, имеющее у каждого мастера свои отличительные черты, положило начало многим тенденциям в изобразительном искусстве XX в. Таким образом, культура XIX века подготовила почву, на которой формировалась новая культура новой эпохи – эпохи информационно-индустриального общества XX века. На рубеже XIX-XX веков в культуре Европы и Америки все ярче проявляются кризисные черты, одним из проявлений этого кризиса стало быстрое формирование такого своеобразного явления, как массовая культура. В немалой степени ее появлению способствовали технические достижения рубежа веков – фотография, звуковые носители, и, несомненно, кинематограф. Завершающей точкой развития культуры эпохи XIX века можно считать первую мировую войну, которая окончательно разрушила надежды, порожденные Просвещением, на построение царства разума и справедливости на Земле.  

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал