Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Протестантская концепция человека
Важным фактором, оказавшим влияние на формирование европейской культуры эпохи Ренессанса и последующих эпох, стало движение Реформации. Реформация – это широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии и направленное на преобразование и исправление христианской религии, утратившей, по мнению идеологов Реформации, первоначальную чистоту и отошедшую от правили идеалов раннего христианства.
Главной предпосылкой Реформации стало бурное развитие капиталистических отношений в Европе. Но этот процесс имел свою специфику в Германии. Здесь не сложилось единого государства с сильной властью монарха, которая в таких странах Европы, таких, как Франция или Англия, ограничивала своеволие феодалов, заботилась о развитии городов, которые выступали опорой королевской власти, а также в значительной степени сдерживала амбиции папского Рима. В раздробленной Германии сохранялись феодальные усобицы, внутренние границы и таможни, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, а также господство католической церкви, для которой Германия стала неиссякаемым источником доходов. Церковь имела в Германии обширные земельные владения, в которых епископы осуществляли и светскую власть, здесь в полной мере проявились захлестнувшие католицизм пороки, такие, как оживленная торговля индульгенциями и церковными должностями.
Именно падение нравов католической церкви стало поводом для формирования массового недовольства сложившейся в германском обществе ситуацией. Сначала это недовольство выражалось главным образом в творчестве философов, развивавших идеи гуманизма, свободомыслия, патриотизма. Но к началу XVI века указанные противоречия обострились настолько, что сложились условия для открытого выступления буржуазии в защиту своих прав.
Непосредственным предшественником Реформации в Германии можно считать движение гуситов в Чехии, начавшееся в XV веке после выступления чешского профессора и богослова Я. Гуса, который высказывался за ограничение и упрощение католического богослужения, ведение его на национальном языке и фактически за создание национальных церквей, независимых от Рима. За это в1415 г. он был сожжен на костре. Его казнь породила мощное народное движение, которое, несмотря на поражение его наиболее радикальной части, привело к утверждению в Чехии гуситской церкви и созданию условий для развития капитализма.
Началом Реформации считается выступление виттенбергского монаха, доктора богословия Мартина Лютера против торговли индульгенциями. Свои требования Лютер изложил в форме 95 тезисов, которые 31 октября 1517 года были вывешены на дверях церкви в Виттенберге. Следствием этого стал открытый разрыв Лютера и его сторонников с католичеством и создание новой религиозной организации – протестантской церкви. Помимо Германии, реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии и некоторых других стран, в таких странах, как Польша, Испания, Франция, ростки реформации были частично или полностью подавлены в ходе контрреформации – движения, начатого католической церковью с целью подавления реформационного движения. Реформация удешевила и упростила церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. В странах, где победила реформация, церковь, попав в зависимость от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических странах, что облегчало развитие науки и вообще светской культуры. Национальный характер новой религии отвечал становлению буржуазных наций, перевод Библии на живые разговорные наречия в ряде стран способствовал становлению и развитию литературных национальных языков.
По мнению идеологов Реформации, для человека существенным является прежде всего почитание Бога, в то время как добрые дела порождаются верой. Священник не может прощать грехи человека, это – прерогатива только Бога. Покаяние грешника составляет глубочайшее переживание, которое должно переворачивать всю его жизнь. «По мысли Лютера, христианин есть «свободный господин над всеми вещами и не подчинен никому» в тех случаях, когда речь идет о его вере, о «внутреннем человеке», но «готовый к служению раб всех вещей и подчинен каждому», когда речь идет о внешних проявлениях его жизни. Главный же принцип – «один лишь Христос» в противовес сонму «официальных посредников» между человеком и Богом. Не предписанными церковью установлениями, а «одной лишь благодатью» Господней можно добиться спасения души» [Гараджа В. Реформация и ее «апостолы». // «Вокруг света», 2007 г., №3, с.61].
Выполнение долга в рамках своей мирской профессии – высшая задача человека, посредством чего он убеждается в собственной угодности Богу. «Тот, кто упорно и добросовестно трудится, вырастает в глазах Бога, хотя бы сословие его было низким, а должность еле приметной». [Культурология. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, 1998, с.245]
В ходе реформации в известной степени произошло «обмирщение» власти и веры, и как следствие – «обмирщение» и человека. По мысли Жана Кальвина, идеолога течения реформации, получившего название «кальвинизм», наиболее богоугодным делом был успех в мирских делах, а также умеренность и бережливость. Перестало иметь значение социальное происхождение человека, утверждалась святость труда и деловых качеств. Роль человека в обществе определялась его делами и признанием результатов этих дел [Полищук В.И. Культурология. – М., 1998, с.402]. Кальвин считал, что спасение или погибель человека на том свете предопределены еще до его рождения, и изменить это предопределение нельзя: «Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что ему выпало на долю спасение» [Культурология. Под ред. Г.В.Драча, с.246]. Но, поскольку никто не знает своего предопределения, человек должен строить свою жизнь так, как если бы он был избранным, т.е. максимально ограничивать свои потребности, отказаться от роскоши и предаваться только труду, успех в котором и обогащение считались признаком избранности. И наоборот, пороки, одним из которых являлась лень, ведут человека к бедности, что является признаком отверженности и погибели. «Критика кальвинизмом роскоши, праздности переходила у Кальвина в отрицание художественного творчества, литературы, искусства, запрет увеселений и развлечений, в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих и суровое преследование всякого инакомыслия» [Культурология. Под ред. Г.В.Драча, с.247].
Вместе с тем нельзя не отметить, что толчком к принятию идей реформации нередко выступало обычное желание избежать некоторых «неудобных» с точки зрения обывателя церковных правил, таких, как посты, воздержание, обеты, феодальная знать примыкала к реформации, желая захватить в свою пользу церковное имущество и земли церкви, буржуазия желала «дешевой» церкви, отнимающей мало времени и средств. Протестантизм в Германии стал одной из причин, которые не позволили сложиться здесь единому государству с сильной королевской властью, закрепив на несколько столетий политическую раздробленность страны. Наконец, в протестантизме в течение всего последующего времени формировались новые течения и секты, между ними, а также католичеством разгорались противоречия, приводившие к кровавым войнам, самой разрушительной из которых в ближайшие столетия стала Тридцатилетняя война (1618-1648).
|
Данная страница нарушает авторские права?
|