Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетная классификация, ее характеристика.
По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются. Группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке, и есть бюджетная классификация. Действующая бюджетная классификация введена с 1997 г. Она включает: · классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; · функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; · экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; · классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; · классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; · классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; · классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации; · ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Недостатки бюджетной классификации: - методики и алгоритмы расчета поступлений в доход бюджетов и расходования бюджетных средств различными уровнями бюджетной системы; - принципы формирования бюджетов и расходования бюджетных средств, принципы построения бюджетной системы и функционирования бюджетного процесса; - бюджетный классификатор доходов и расходов имеет сложную структуру, особенно по расходам (имеет функциональную, экономическую и ведомственную направленность расходов), хотя в принципе весь классификатор всех уровней бюджетной системы целесообразно стандартизировать и свести к единому постатейному классификатору; - законодательный механизм мобилизации денежных средств в бюджеты и внебюджетные фонды, их перераспределение между бюджетами с учетом перспектив социально-экономического развития государства и регионов; - необходимость и обоснованность понятия " консолидированный бюджет", разделение бюджетов на бюджеты и внебюджетные фонды и т. д., что говорит об отсутствии единой методологии подхода к бюджетному процессу как таковому с научных позиций.
Вопрос 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях. На современном этапе экономических реформ в РФ особую роль приобретает вмешательство государства в бюджетные отношения, а институтом такого вмешательства является планирование. БП- это централизованное распределение и перераспределение ВВП между звеньями финансовой системы. БП охватывает систему мероприятий по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета. Сейчас БП присутствует только на стадии составления бюджета. БП- это институт управления бюджетной системой и межбюджетных отношений при составлении бюджетов на основе принципов и методов, исходящих из бюджетной политики государства. Принципы БП: 1)самостоятельность (самостоятельное определение направлений расходов и источников финансирования дефицита) 2) научность (предусматривает непрерывность БП, это реальность, стабильность, сбалансированность бюджета)3) гласность (открытость для общества и СМИ процесса БП, включая возникающие разногласия между законодат. и исполнит.органами власти). Методология (совкупность методов БП) вкл. следующие методы: 1)балансовый метод 2) нормативный метод 3) экономико-математич.методы 1) Достижение баланса между взаимозависимыми показателями плана, обеспечение их увязки и согласованности(взаимосвязь между доходами и расходами). 2) Имеет широкое применение в БП и заключается в использовании системы норм и нормативов, без них невозможно БП.Это ставки по налогам, минимальная З/П. 3) Включает: перманентый метод(предполагает среднесрочное планирование и взаимосвязь бюджетов во времени по доходам и расходам, это плавность перехода это гарантия стабильности). Вариантный подход (предполагает, что бюджет должен составляться в 2-х вариантах –оптимистичный и пессимистичный). Метод резервирования(чтобы сохранить стабильность финанс. ситуацию, исключить негативные последствия, влияющие на бюдж.финансирование, необходимы на всех уровнях бюдж. системы резервы)Источниками покрытия дефицита бюджета –это резерв. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства. В последние годы сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы. Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Мы вплотную приблизились к бездефицитному федеральному бюджету, отказались от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось несколько смягчить остроту проблемы государственного долга. Была сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система. Финансовые взаимоотношения между бюджетами разных уровней совершенствуются с каждым годом. Каждый регион (субъект, город, район) Российской Федерации, учитывая свои конкретные проблемы и особенности, самостоятельно определяет приоритеты социального и экономического развития и расходует в соответствии с ними находящиеся в его распоряжении средства. Таким образом, в основном завершен этап, связанный с формированием ядра новой бюджетной системы России. Появилась хорошая основа для проведения качественной бюджетной политики. Однако мы еще не завершили формирование бюджетной системы, отвечающей требованиям ускоренного экономического развития. Наиболее острой бюджетной проблемой, определяющей весь характер социально - экономических отношений между государством и обществом, является несбалансированность ресурсов и обязательств. Она присуща всем уровням бюджетной системы, и ответственность за сложившуюся ситуацию в значительной мере лежит именно на федеральных органах государственной власти. В результате государство по-прежнему не исполняет часть взятых на себя обязательств. Это касается прежде всего социальных гарантий, предусмотренных законами. Существующее положение закрепляет своеобразный " контракт" между государством и обществом, одна из сторон которого не в полной мере исполняет свои обязательства, а другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять свои. Такой " контракт" является одной из главных причин неравных условий конкуренции, масштабного кризиса неплатежей и оттока капитала. Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают " налоговые оазисы", создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них. Сегодня бюджетная несбалансированность усугубляется недостаточно четким разграничением полномочий бюджетов различных уровней. При этом ни региональные власти, ни органы местного самоуправления не обеспечены источниками собственных доходов для выполнения имеющихся обязательств. Финансовая помощь является то недостаточной, то чрезмерной, к тому же предоставляется она нерегулярно. Большинство государственных инвестиционных программ не решают задачи обновления инфраструктуры. Работа по инвентаризации и сокращению перечня федеральных целевых программ во многом превратилась в профанацию. Вместо реального оздоровления этой сферы бюджетной политики дело свелось к тому, что многие программы были просто переименованы в разделы и подпрограммы. Сменились вывески, а суть осталась прежней. Сегодняшняя структура бюджетных расходов не отвечает целевым ориентирам экономического развития России. Система управления государственными финансами характеризуется не только серьезными изъянами бюджетного планирования, в особенности на региональном уровне, но и недостаточно эффективными механизмами исполнения бюджетов, учета и контроля. Казначейская система пока не охватывает существенную часть расходов силовых министерств. На региональном уровне процесс перехода к казначейской системе только начинается. Многочисленные федеральные и региональные фонды с собственными источниками доходов являются свидетельством неэффективности бюджетной системы, недостаточной гибкости бюджетной политики и возможным источником нецелевого расходования средств и коррупции. Без решения этих проблем невозможно не только достижение финансовой и социальной стабильности и создание надежных предпосылок для устойчивого экономического роста, но и повышение эффективности государственной власти, являющееся фундаментом поступательного развития общества.
|