Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 14. Этапы бюджетного процесса.
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются: · Президент Российской Федерации; · высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; · законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы); · исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); · Центральный банк Российской Федерации; · органы государственного (муниципального) финансового контроля; · органы управления государственными внебюджетными фондами; · главные распорядители бюджетных средств; · главные администраторы доходов бюджета; · главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; · получатели бюджетных средств. Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий. Компетенция отдельных органов власти и органов местного самоуправления в бюджетном процессе строго разграничена и определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований, бюджетным, налоговым и иным законодательством, а также нормативно-правовыми актами соответствующего уровня. Выделяют следующие стадии бюджетного процесса: · составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета; · утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год; · исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете; · контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года. Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря. Низкая эффективность бюджетного процесса в Российской Федерации во многом обусловлена следующими факторами: - сохранение материальной и процессуальной зависимости субъектов РФ от федерального правительства, муниципальных образований от субъектов РФ при составлении и исполнении, соответственно, региональных или местных бюджетов; - принятие финансовых решений за рамками бюджетного процесса; - отсутствие четких процедур и механизма планирования и исполнения федерального и территориальных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов; - несоблюдение ресурсных ограничений на всех стадиях бюджетного процесса; - отсутствие прямой увязки и координации макроэкономических и бюджетных показателей на всех стадиях бюджетного процесса; - неполное осознание финансовых последствий принимаемых решений. Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетной сфере. Четкость функций и обязанностей следует определять сектор органов государственного управления от остальной части государственного сектора и от остальной экономики, а также следует четко определять и обнародовать функции в области политики и управления в рамках государственного сектора должна существовать четкая и открытая правовая, нормативная и административная система для управления бюджетно-налоговой сферой Открытость бюджетных процессов подготовка бюджета должна осуществляться в соответствии с установленным графиком и направляться четко определенными целями макроэкономической и налогово-бюджетной политики должны существовать четкие процедуры исполнения и мониторинга бюджета и бюджетной отчетности Доступность информации для общественности общественности следует предоставлять исчерпывающую информацию о прошлой, текущей и прогнозируемой на будущее деятельности в бюджетно-налоговой сфере и об основных фискальных рисках форма представления налогово-бюджетной информации должна облегчать анализ политики и способствовать подотчетности должно быть принято обязательство о своевременной публикации налогово-бюджетной информации Гарантии достоверности налогово-бюджетные данные должны отвечать принятым стандартам качества данных деятельность в бюджетно-налоговой сфере должна подлежать действенному внутреннему контролю и обеспечиваться защитными механизмами налогово-бюджетная информация должна подвергаться внешней проверке Восемь принципов открытых государственных данных •Полнота. Открытыми должны быть все государственные данные (за исключением данных, которые подпадают под ограничения доступа, определенные законом). •Первичность. Публикуются первичные данные, возможно, с детализацией первичных данных, но никак не объединенные или преобразованные. • Актульность. Данные публикуются так быстро, насколько это необходимо для сохранения их актуальности. • Доступность. Данные должны быть доступны для широкой аудитории и для самых разнообразных целей. • Машиночитаемость. Данные должны быть представлены в электронном структурированном виде, чтобы подлежать автоматизированной обработке. • Отсутствие разграничения доступа. Данные доступны для всех, без идентификации и регистрации. • Данные в открытых форматах. Данные публикуются в открытых форматах, для чтения которых не требуется исключительных средств. • Без лицензий. Данные не подлежат положениям авторского права, товарных знаков, патентов и торговых секретов. Разумные ограничения на конфиденциальность, безопасность и доступность к данным может регулироваться законом. Соблюдение этих принципов должно поддаваться проверке и должен быть назначен ответственный за контактную информацию при выявлении несоблюдения принципов.
|