Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2.Исторический портрет и политика Петра I как полновластного правителя. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Правление Петра Первого является своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Первым шагом в преодолении экономической отсталости и политической изоляции России, в 1695 г. были походы на Азов или " Азовские походы". Ими командовали Головин, Лефорт и Гордон. Недожидаясь штурма, походы завершились безуспешно сдачей крепости 18 июля 1696 года. В этих походах Петр участвовал в скромном звании бомбардира-Петра Михайлова. В 1697 г. Петр заключил союз с Австрией и Венецией против Османской империи сроком на 3 года. В этом же году он отправился в Великое посольство, в составе которого был Ф.Л. Лефорт, Ф.А. Головин и П.Б. Возницын, где Петр был инкогнито царем. Великое посольство было организовано для того, чтобы перенять хозяйственный и социальный опыт Западных стран. По пути возвращения в Россию был заключен Северный союз с Августом II против Швеции за побережье Балтики. Во время Великого посольства по европейским странам в Москве начался новый стрелецкий бунт, организованный Софьей Алексеевной и ее сподвижниками, цель которого была свержение законного царя. После подавления этого бунта последовала реформа вооруженных сил. Главный порок старой армии Петр выдел в отсутствии " доброго порядка", " регулярства", т.е. четкой организации управления и обеспечения войск, солдаты которых обучались бы по современным уставам, содержались на средства государства и служили пожизненно. Первый шаг к регулярству был сделан ещё в 1699 г., когда в армию стали набирать волонтеров из разных социальных слоев и сразу же создавать из них регулярные полки. В 1705 г. Петр делает следующий шаг в военной реформе: он издает указы о прекращении приема " вольницы" (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору в пропорции с определенного числа крестьян. В итоге источник комплектования становился практически неисчерпаемым. Созданная Петром рекрутская система функционировала в русской армии вплоть до 1874 г. - почти 170 лет. Это объясняло существование сельской общины. Колодки, рекрутские станции, а впоследствии и наколка на левой руке в виде креста - рекрутский арсенал, все это наводило ужас на современников. Создание военно-морского флота было второй важнейшей задачей петровской военной реформы. Флоту царь всегда уделял особое внимание, ни жалея на него, ни сил, ни средств, ни времени, был опытным кораблестроителем, капитаном, адмиралом. Строительство и содержание флота всегда было сложнейшим делом, требовавшим забот об очень многом, начиная с заготовки леса и кончая организацией учебных заведений и морской практики за границей. В невиданно короткий срок, буквально за несколько месяцев Петр создал флот в Воронеже в 1695-1696 гг., который затем был спущен по Дону в Азовское море. После неудач в войне с Турцией в 1611 г. корабли пришлось уничтожить, но на Балтике дело было начато заново уже в 1702-1703 гг. В 1699-1700 гг. была проведена городская реформа. Она заключалась в организации Бургомистерской палаты (Ратуша) и организации земских изб, созданных в помощь купцам. Главной целью реформы являлся сбор налогов, в том числе таможенный и кабацкий. Ратуша стала центральным казначейством. Существенной была реформа в отношении жителей городов. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили " первостатейные", куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке в целях выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства. Строительство флота, создание новой армии, сама война - все это привело к резкому увеличению работы государственных учреждений. Старый приказной аппарат был совершенно не в состоянии вести сложнейшее адмиралтейское дело. Поэтому было решено образовать два новых приказа: Адмиралтейский и Военно-Морской приказ. Возникли другие приказы. Кроме того, недостаток денег на войну и реформы привел к установлению новых налогов и, соответственно, к образованию новых учреждений, которые ими ведали. Так появилась Ратуша, многочисленные канцелярии. Петром была проведена децентрализация управления. В 1708-1709 гг. государство было разделено на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял, назначаемый царем, губернатор. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Провинции, в свою очередь делились на дискриты (уезды). Новые руководители губерний, а ими стали ближайшие сподвижники Петра, сосредоточили в своих руках огромную власть сразу над несколькими старыми уездами, во главе которых были поставлены коменданты. Многие приказы были ликвидированы, компетенции некоторых были ограничены Московской губернией. Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян. К началу 1711 г. Петр обнаружил главный недостаток новой администрации - отсутствие центрального органа в системе губерний. Боярская Дума (высшее правительственное учреждение) в XVIII в. перестала функционировать. К 1704 г., не доверяя боярам, царь заменил Думу, так называемой, консилией министров - советом начальников важнейших приказов. За годы работы консилии были выработаны многие бюрократические приемы, закрепленные потом в деятельности Сената. Созданному по указу Петра 22 февраля 1711 г. Сенату предстояло не только руководить различными ведомствами, но и осуществлять довольно пространную и весьма сложную программу важнейших дел, начиная с торговли, налогов и кончая правосудием и смотром служилых людей. Академик А.Н. Сахаров писал о Петре так: " Первые новшества, введенные Петром, не только поразили людей, но и повергли их в ужас и смятение. Приходилось расставаться с традиционным обликом, укладом жизни, не все отнеслись к этому так безропотно, как близкая к царю московская верхушка. Простой люд ответил на это ропотом и сопротивлением. Да и среди старой русской знати такое насилие вызвало резкий внутренний протест. Эти настроения позднее вылились в создание тайной оппозиции Петру, куда вошли представители старой знати, верхи духовенства, люди, некогда близкие к Милославским и его отринутой жене". Е.В. Анисимов: " Осуществляя преобразования, Петр стремился выработать какие-то общие принципы, руководствуясь которыми должна была жить обновленная страна. Эта юридическая система - Петр во многом использовал и приспособил к русским условиям те идеи, которыми жила Европа конца XVII- начала XVIII вв. Это были рационалистические идеи и концепции: успехи естественных наук и математики того времени создавали иллюзию, что человеческие возможности не ограничены. Христианские идеи блага на небе за страдания на земле, господствовавшие в Средние века уже не удовлетворяли людей. Благо на земле, благо для всех казалось вполне возможным. Это утверждали философы - Спиноза, Локк, Гассенди, Гоббс, Лейбниц, оформившие концепцию " общего блага" как великой цели человечества. Философы, юристы указывали и пути достижения общего блага " с помощью государства". Именно государство казалось самым замечательным, совершенным инструментом достижения счастья человечества. Другим непременным условием существования счастливого человечества было признано наличие абсолютной власти, являющейся как бы душой государства, высшей силой, не подлежащей ни чьему, кроме Божьего, контролю. Эта власть и должна была вести подданных к " общему благу" по пути указанному философами. Государство при этом выступает во многих обличьях: строго и подробно регламентирует все сферы жизни человека и общества, воспитывает подданных в нужном для достижения великой цели духе. Если подданный не стал образованным, ответственным и преданным престолу и отечеству гражданином, государство применяет насилие и принуждение. Именно тогда идея прогресса через насилие, достижение счастья через принуждение прочно вошла с сознание людей. Петр же видел в насилии чуть ли не единственный способ преображения страны и не раз высказывался по этому поводу. В указе о принудительном обучении крестьян работе с неведомой в России косой при уборке хлеба (1721 г.) он писал президенту камер-коллегии Д.М. Голицыну: " Сами знаете, хотя часто добро и надобно, а новое дело, то наши люди без принуждения не сделают". Цит. по: Полное собрание законов Российской империи. Сиб. 1830 г. Т. 7 стр. 388. Царь отводил себе неблагодарную и тяжелую роль мастера-учителя, который мучается со своими тупыми, ленивыми, недобросовестными учениками - русским народом. В указе мануфактур-коллегий 5 ноября 1723 г. он писал по поводу трудности в распространении мануфактурного производства в России: " Что мало охотников и то правда, понеже наш народ яко дети, не учения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят, что явно из всех нынешних дел не всель неволею сделано и уже за многое благодарение слышится, от чего уже плод произощел." Цит. по: Полное собрание законов Российской империи. Т. 7 стр. 55. Новый цикл государственных преобразований начался в конце Северной войны и в связи с ее окончанием 22 октября 1721 г. Создание коллегий было одной из серьезнейших проблем реформы. За образец Петр взял европейскую, в особенности Шведскую систему централизации учреждений, действовавшую на принципах камерализма. Петр I писал так: " Всем коллегиям надлежит ныне на основе Шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в Шведском регламенте не удобны или сетуациею сего государства не сходны и оные ставить по своему рассуждению и, поставя об оных, докладвывать, так ли их быть". Реформа государственного аппарата началась в 1717 г., когда Петр определил название коллегий, их компетенцию, назначил президентов и обязал их набрать штат служащих. Разрабатывались многочисленные инструкции-регламенты новых учреждений. Бюрократический костяк " обрастал мясом". В 1722 г. была введена новая " Должность Сената", превратившая его в коллегиальное учреждение, своего рода супер коллегию, в которую поначалу включил президентов всех коллегий. В " Должности" определялся порядок работы. Генерал-прокурор - " око государево" - П.И. Ягужинский. Все местные учреждения были тесным образом связаны с коллегиями и составляли с ними единое целое. Сверху донизу царили единообразие, соподчиненность, та регулярность, к которой так стремился Петр Великий. Сбор и проверка сказок, высыл беглых, уточнение результатов переписи по уездам затянуло реформу, и когда 1724 г. была получена цифра общего числа плательщиков (5637449 душ мужского пола). Петр решил не откладывать далее решающего этапа реформы - размещение в деревнях армейских полков. В 1723-1724 гг. были подготовлены три важнейших документа о содержании армии на местах: Плакат, Инструкция полковнику, Инструкция комиссару - специальному чиновнику, который собирал подушные деньги с окрестных крестьян. Петр был истинным реформатором не только в государственной сфере, но и в социальной политике. После его реформ в стране перестали существовать одни и появились новые сословия. Так до реформ сословие служилых людей состояло из двух главных групп: служилых " по отечеству", т.е. по происхождению и " по прибору", т.е. по набору. Вершину пирамиды составляли думные чины - члены Боярской Думы, а также стольники, стряпчие, дворяне московские и дворяне городовые. В служилые " по прибору" входили мелкие чины: трикари, городовые казаки, затимщики. Из податных сословий и формировались служилые " по прибору". Из этой же группы не был заказан и путь в служилые " по отечеству", т.к. основой в обоих вариантах была служба " с земли". Петр, создавая новую армию, проводя в жизнь новые принципы службы, уничтожил сословие служилых людей. Делалось это постепенно, хотя и не так уж медленно. Для начала он перестал жаловать в бояре и в другие боярские чины, так что к концу первого десятилетия Боярская Дума фактически вымерла: ее составляли по преимуществу старцы. Одновременно Петр перестал жаловать в стольники - основной служилый чин XVII в. В итоге были подорваны источники формирования как высших, так и низших категорий служилых. В течение всего периода реформ происходил распад этой категории на две новые, социально различные группы: большая часть служилых " по отечеству" превратилась в шляхетство - дворянство, а меньшая (по преимуществу малосостоятельные служилые люди южных окраин, а также служилые " по прибору") - в категорию однодворцев, которые в свою очередь стали частью сословия государственных крестьян. Понятие " дворянин" ассоциировалось с обязательно-постоянной службой, требующей знаний и практических навыков. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал подданным Петр. Свои внушения Петр подкреплял действиями: все дворяне определялись в разные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хочет учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имение. Собственность дворян, также как и служба регламентировалась законом: в 1714 г. чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат - запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе и родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике. Петровская эпоха обострила социальное неравенство, разделявшее московского боярина и тамбовского городового казака. Процесс распада единых по своей природе служилых групп при Петре прошел стремительно и был обусловлен как военной реформой, направленной на создание регулярной армии, так и новыми началами социальной политики. Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали больше двухсот лет. К примеру, Сенат действовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизмененным с 1721 по 1918 г., т.е. не многим менее двухсот лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам. В истории России не много таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Следует сказать несколько слов о крепостнической политике Петра I. Крепостничество утвердилось в России за долго до рождения Петра. Оно пропитало все основы жизни страны, сознание людей. Нельзя забывать, что крепостное право в России, в отличие от Западной Европы играло особую всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур крепостничества подорвало бы основу самодержавной власти. Петр все это хорошо понимал, а потому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй. Как отмечал профессор Е.В. Анисимов: " Петровская эпоха оказалась подлинным лихолетьем для русского купечества. Резкое усиление прямых налогов с купцов, как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых кампаний (форма организации торговли, казавшаяся Петру наиболее подходящей в российских условиях) - только часть средств и способствовало принуждению, которое он в значительных масштабахприменил к купечеству, ставя главной целью получить как можно больше денег для казны. В русле подобных мероприятий следует рассматривать принудительные переселения купцов (причем из числа наиболее состоятельных) в Петербург - не благоустроенный, долгое время в сущности прифронтовой город, а также административное регулирование грузопотоков, когда купцам четко указывалось, в каких портах и какими товарами они могуть торговать". Характеризуя Петра I и осуществленные им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к уставу, а к любому служащему как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689 - 1725 гг.) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что именно армия - наиболее совершенная структура, что она - достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражения принципах, по мнению Петра, с убедительностью показывали преимущества военной модели. Военная дисциплина - это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. В 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - по прямому указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Поскольку не все нормы военного законодательства были применимы в государственной сфере, то использовались в специально составленной выработке из воинских законов. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. По образному выражению В.В. Ляпина, специалиста по истории русской армии в России XVIII - XIX вв.: " Не армия была в государстве, а государство при армии"... Грубая военная сила гвардии, ее корпоративный дух часто использовались политическими авантюристами для захвата власти.
|