Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы и приемы изучения литературы в школе.
Методы обучения – это способы работы учителя и уч-ся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение уч-ся, развиваются их способности. Метод обучения реализуется в значительной мере через приемы. Прием – деталь метода, его элементы, составные части, отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода. Приемы: беседа (диалог), комментированное чтение, рассказ (слово учителя, лекция – не более 20 мин.), пересказ худ-го текста, выразительное чтение, чтение по ролям (драм-е, эпические пр-я), составление хар-к героев, составление планов, инсценировка, иллюстрирование. Современная классификация Кудряшева (80-е гг.) - по хар-ру учебной деятельности шк-в. За основу взята общедидактическая кл-я Лернера и Скаткина. Современная кл-я состоит из 5 методов: 1. Репродуктивный (воспроизводящий, самый старый). 5-11 класс. Приемы: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, задание по учебнику, связанное с поиском конкретного материала по конкретно поставленному вопросу, беседа (!) – воспроизводящая беседа: что, где, когда, с кем, откуда. 2. Эвристический (частично-поисковый). 5-11 класс. Построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста худ.пр., по критической статье), которые бы последовательно вели мысль уч-ся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного хар-ра к более общим; построение системы заданий по тексту худ.пр. или кр-й статьи; постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута. 3. Исследовательский (первые 3 метода взяты из общей дид-й класс-ии). 8-11 кл. Исследованию надо учить на уроке лит-ры, т.е. объяснять, как делать работу. Отличие от эвр-го метода: при эвр-м учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск уч-ся, при исслед-м школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к новому материалу и высказывать свои обоснованные суждения. Приемы: реферат, доклад, сочинение, подготовка диспута, тв-й отчет, лит.игра. 4. Метод творческого чтения (предложен Кудряшевым) 5-11 кл. Наиболее специфичен для лит-ры. Приемы: рассказ, пересказ, комментированное чтение, иллюстр., чтение по ролям, подг. докладов, рефератов, лит-е игры. 5. Метод проблемного изложения (предл. Маранцман). 9-11 кл. В основе реализации метода лежит чтение (всем классом). Достаточно труден в исполнении, т.к. связан с организацией чтения. Прием беседы (вопросы по всему тексту пр.). Основные жанры и мотивы поэзии Лермонтова. Проблематика и поэтика романа “Герой нашего времени”. Этапы изучения романа “Герой нашего времени на уроках литературы в10 классе средней школы. – не знаю верно ли написала. В произв. Лермонтова звучит презрение к современности отрицание её, жажда борьбы и тоска, отчаяние от сознания бессилия и одиночества. Всё тв-во поэта – это его размышлен. о смысле жизни, о судьбе и назнач. отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности, о природе.
|