Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея. Особенности толстовского психологизма. Творчество Л.Н.Толстого в вариативных программах по литературе .
Проблема жанра «Войны и мира» (1863-1869 г.) давно волнует литературоведов. Почему же такое большое внимание уделяется форме произведения? Скорее всего, это связано с тем, что «Война и мир» - новое явление в русской литературе. Традиционные классические романы включали в себя одну – две сюжетных линии, в основном любовных, несколько действующих лиц. Основной целью романа было показать становление личности героя, его отношения с окружающей средой. Все эти признаки присутствуют в «Войне и мире». В центре его внимания переплетение судеб двух главных героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова. С ними связаны семейно-бытовая, философская, военно-патриотическая линии произведения. Но количество сюжетных линий в «Войне и мире» неизмеримо больше, здесь дана необычайно широкая картина общественной жизни, показаны все слои населения. «Война и мир» не укладывается в узкие рамки традиционного европейского романа. Европейская форма не годилась для изображения русского национального характера. Несколько раз меняя замысел, Л.Н.Толстой выбрал для изображения события войны 1805 года и Отечественную войну 1812 года. Он пытался выразить народные стремления, народный дух этой освободительной войны. В этом произведении присутствуют признаки эпопеи. Традиционно события в эпопее являются жизненно важными, ключевыми для страны и народа. Обычно они охватывают большой промежуток времени. Л.Н.Толстой изобразил именно такой кульминационный момент – освободительную войну 1812 года. Но писатель, как честный художник, не мог показать победы русского оружия, не поведав о причинах трагических поражений 1805 года. В эпопее судьбы главных героев тесно связаны с судьбой всей страны. Они всегда находятся в эпицентре всех событий. Чаще всего их глазами мы видим сражение - так усиливается впечатление достоверности. В «Войне и мире» огромное количество переплетающихся сюжетных линий, небывалое число действующих лиц. Литературоведы полагают, что в эпопее Л.Н.Толстого задействовано примерно 559 участников – реальных исторических и вымышленных персонажей, не считая безымянной крестьянской и солдатской массы. Для произведения этого жанра характерна незавершенность. Это неудивительно. Жизнь огромной страны не может быть до конца и всесторонне описана в пределах одного произведения. Важно, но многие отмечают, что роман Л.Н.Толстого есть сама жизнь. Это своеобразный роман – поток. Жизнь прошла через него и продолжила свой путь дальше. «Война и мир», пожалуй, единственное произведение, о котором смело можно так сказать. В эпопее огромное значение играет образ автора. На первый взгляд, мы не видим его присутствия. Он кажется отстраненным от описываемых событий. Это связано с тем, что Толстой поставил перед собой задачу предельно объективно осветить героические события того времени. Автор присутствует на каждой странице. С ним связаны философские, лирические, исторические отступления разного рода. Философские отступления в основном связаны с историческими событиями, военными действиями. В этой своеобразной форме автор оценивает причины сражения, дает его предысторию, делает нравственные выводы, критические характеристики исторических и военных деятелей. Философские отступления есть и в кульминационных моментах развития главных героев, в их оценке. Более всего они представлены в третьем томе романа, так как связаны с национальным характером, величием исторической эпохи. Включение тонких лирических отступлений придает эпопее поэтичный оттенок. В повествование органично включены примеры эпистолярного жанра. Это дневник Пьера, переписка княжны Марьи и Жюли Курагиной. Автор использует также научно-историческое повествование, приводит документальные сведенья, чертежи, планы сражений, умело сочетая реальные и вымышленные эпизоды. А многие сцены военной и семейной жизни напоминают драматургические эпизоды.
Все названные особенности «Войны и мира» позволяют утверждать, что это произведение вобрало в себя отличительные черты разных жанров. Это синтетическое по своей природе творение мастера. Поражает грандиозность, масштабность замысла. По сути, Л.Н.Толстой поставил своей целью исследование национального характера, его силы в переломные моменты истории. Поэтому писатель проводил колоссальную подготовительную работу, изучая архивы и дневники той эпохи, сам посетил Бородинское поле. Ему удалось проникнуться духом времени, почувствовать его значение. Поэтому события тех лет так полно, точно, образно представлены в «Войне и мире». Современные исследователи придерживаются точки зрения на жанр этого произведения как на роман–эпопею. Невольно замечаешь в ней дух народного древнерусского эпоса. Их сближает общее отношение к великим событиям. И Л.Н.Толстой, и древние авторы смотрят на происходящее с народной, патриотической точки зрения. Сам писатель признавался, что в этом произведении ему дорога «мысль народная». Поэтому здесь возникает величественный собирательный образ русского народа. Эпопея высветила лучшие черты национального характера: скромность, мужество, огромную силу духа, «скрытую теплоту патриотизма» и «чистоту нравственного чувства» в каждом русском человеке. Роман-эпопея показала огромное значение соборности, объединения всех слоев общества перед лицом общей угрозы. Толстой впервые показал, что исход Отечественной войны определила не штабная верхушка, а скромные труженики войны, простые солдаты, ополченцы, крестьяне. Именно народу писатель отводил ключевую роль в развитии истории – «общей роевой жизни человечества». В этом романе удивительным образом переплетаются исторические события и индивидуальные судьбы. Толстой следует традиции пушкинского освещения истории, когда личные судьбы героев напрямую зависят от истории. Так, Аустерлиц сыграл главную роль в изменении взглядов Андрея Болконского на мир. При огромном разнообразии событий все они находятся в единой взаимосвязи. Поэтому весь роман представляет собой своеобразное сцепление эпизодов и картин. Это придает целостность произведению. Все события даны во временной последовательности. Автор показывает движение личности во времени. Любимые герои Л.Н.Толстого показаны в развитии. Отечественная война 1812 года сблизила их с народом, его величием и правдой. «Диалектика души» (особенности психологизма Толстого) «Диалектика души» — постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому). Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого. Средства психологической изобразительности у Толстого: а) Психологический анализ от лица автора-повествователя. б) Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр., размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать). в) Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей» (напр., поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица). г) Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр., сны Пьера). д) Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр., первый бал Наташи). е) Внешние детали (напр., дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица). ж) Расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр., внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова). По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовал «всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: «человек — текучее вещество»); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).
|