Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новаторство Островского-драматурга






Новаторская черта О. - обширные экспозиции в его пьесах. Не является исключением и «Гроза».

Кроме того, Островский одним из первых в русской драматургии вводит в свои произведения пейзаж, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» это замечательные виды волжских просторов.

Еще одна новаторская черта – широкое использование произведений фольклора. Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара.

Таким образом, в пьесах Островского особое значение приобретает «фон» (пейзажный, фольклорный), на котором развивается основное действие.

Одна из существенных черт такого «фона» – присутствие на сцене ряда персонажей, которые, не участвуя в основной интриге, очень важны для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полусумасшедшая барыня, другие лица.

И драма, и трагедия вырастают у Островского из повседневности, из той атмосферы, в которой постоянно живут герои. Произведения Островского нередко называют «пьесами жизни».

Экспозиция в «Грозе» занимает целых два действия – первое и второе. Перед зрителем открывается широкая картина нравов города Калинова; на сцену выходят все основные персонажи пьесы; в монологах и диалогах раскрываются существенные стороны их характеров.

В основе сюжета «Грозы» лежит любовная интрига. Е ё экспозиция также содержится в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своем чувстве к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что любит Бориса.

Внезапный отъезд Тихона в Москву приближает завязку. Катерина, предчувствуя, что не сможет одна справиться со страстью, умоляет Тихона остаться или взять ее с собой. Тихон остается равнодушным к её мольбам. Мало того, он оскорбляет Катерину, откровенно высказывая ей своё желание отдохнуть не только от опеки матери, но и от присутствия жены.

Показательно, что завязка в «Грозе» происходит лишь в конце второго действия. Это известная сцена с ключом. В душе Катерины борются два чувства – страсть к Борису и сознание греховности этой страсти. В конце концов Катерина берет ключ у Варвары: страсть побеждает.

В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира.

Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.

Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит.

Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини.

Назовем прежде всего монолог Катерины во втором явлении пятого действия, где героиня, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает?..» Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. По существу, он бросает ее в беде, о чём свидетельствует последняя их встреча.

Последний монолог Катерины («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу, всё равно…»), из которого мы узнаем о роковом решении героини, поражает своей безысходностью: «Всё равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!»

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией.

В результате погубить душу оказалось для Катерины легче, чем продолжать жить в «темном царстве».

Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал