Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аттестация рабочего места. Пересмотр действующих норм. Хронометраж и фотография рабочего времени.
Аттестация рабочего места проводится с целью научно обоснованных норм труда, пересмотра действующих норм с учетом внедрения новой техники и технологий, применения передовых методов труда. По результатам аттестации рабочих мест проводится пересмотр действующих норм труда. Для анализа трудового процесса применяется хронометраж и фотография рабочего дня, рабочего времени. Хронометражем называетсявид наблюдения, при котором изучаются циклически повторяющиеся элементы производственных операций (формула 2). Хронометраж проводится следующим порядком: 1. Оценка состояния рабочего места, ликвидация имеющих место упущений в его организации. 2. Операцию производственную делят на элементы, для последующих замеров и определяют фиксированные точки; 3. Определяют продолжительность выполнения элементов анализируемых операций; 4. Обосновывают нормы труда на каждый элемент операции; 5. Экспериментально проверяют норму труда. Хронометраж рекомендуется проводить в течение рабочего дня дважды – первый через 30-60 минут после начала работы, второй – за 1, 5 -2 часа до окончания рабочего дня. На основании анализа устанавливаются рациональное содержание операции и длительность выполнения отдельных ее элементов. Термин «фотография» является условным и обозначает фиксацию времени, затрачиваемого на каждый этап рабочего процесса в течение рабочего дня (смены). Фотография рабочего дня – определение затрат времени на все виды выполняемых работ и перерывы в течение рабочего дня (смены). Проведение фотографии рабочего дня состоит из следующих этапов: 1. Подготовка к наблюдению; 2. Непосредственное наблюдение; 3. Обработка результатов наблюдения. Подготовка к наблюдению предполагает: ознакомление с технологическим процессом и рабочим местом; подготовку наблюдательных листов, карты наблюдения, которые содержат краткую характеристику объекта наблюдения и описание выполняемой работы (лист 1 приложение 2); индексацию (обозначение одноименных затрат рабочего времени (Тп-з, Твс, Тосн., Тотд, То-т.п, т.п.). Непосредственное наблюдение (процесс фотографии) фиксируется на листе карты наблюдения (лист 2 приложение 2). В листе записываются все действия исполнителя (графа 2) в том порядке как они происходят фактически с фиксацией времени (графа 3). Объем выполненной работы указывается в графе 6. Для разработки норм времени наблюдения необходимо проводить за разными исполнителями в объеме не менее 6 наблюдений, а при разработке норм численности и обслуживания – не менее 3. Обработка результатов наблюдения состоит в вычислении продолжительности затрат рабочего времени по каждой из перечисленных категорий затрат (лист 3 приложение 3). По полученным результатам составляется сводный фактический баланс рабочего времени. После исключения нерациональных затрат и прямых потерь рабочего времени составляется нормальный (проектируемый) баланс затрат рабочего времени. По данным фактического баланса рабочего времени анализируется рациональность использования рабочего времени. При этом исчисляется коэффициент использования рабочего времени за смену ( Кисп), коэффициент уплотнения (Купл) (7) где Тнабл – продолжительность наблюдения, мин. (8) где – время возможного уплотнения, определяемое как сумма разности фактического и нормативного времени по операциям, мин. По данным коэффициента уплотнения рассчитывают возможное повышение производительности труда (ТП) , (9) Карту фотографии рабочего дня подписывает специалист, проводивший наблюдения и руководитель структурного подразделения, в котором наблюдения проводились. Фотография рабочего дня (смены) применяется также при аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация предусматривает выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов. Основная цель аттестации – регулирование отношений между нанимателем и работниками по реализации права на здоровье и безопасные условия труда (улучшение условий труда, установление пенсий в связи с особыми условиями труда, доплат, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда). Аттестация проводится на основании Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденную постановлением Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35. Перечень профессий и должностей в ГА с вредными и (или) опасными условиями труда, работа которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, приведены в Приложении 3. Контрольные вопросы 1. Сущность и задачи технического нормирования труда. 2. Виды норм труда: определение, расчетная формула. 3. Методы нормирования труда: виды, содержание. 4. Сущность и назначение аттестации рабочего места. 5. Хронометраж: сущность, назначение и последовательность проведения. 6. Фотография рабочего дня (смены): сущность, назначение, последовательности проведения. 7. Порядок определения резерва роста производительности труда на основании хронометража и фотографии рабочего дня (смены). 8. Аттестация рабочего места по условиям труда: сущность, цель, способ проведения.
Литература 1. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, М.А.Зайцева и др. – Минск: Высшая школа, 2004. С.59-69. 2. Экономика: Энциклопедический словарь, В.Г.Золотогоров – 2-е изд., стереотип. – Минск: Книжный Дом, 2004. С. 334, 625, 640. 3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда». 4. Методические материалы к практическому занятию. Приложение 1
Приложение 2 Карта наблюдения (форма 1)
Приложение 3
Список профессий и должностей с вредными условиями труда в ГА
ПРОИЗВОДСТВО И РЕМОНТ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ
|