Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация праздничного пространства






Праздник может проходить везде — в широком поле и на городской площади, в концертном зале и на пляже, в тесном клубе и на аллеях парка, на ступенях пред входом в здание, в обычном городском дворе и на маленькой лужайке. Сам выбор места праздничного действия влияет на будущую праздничную атмосферу. В частности, вспомним гору Пикет над Катунью, где ежегодно проходит шукшинский праздник, или площадь с горящим Вечным огнём памяти, или же какой-либо музейный этнографический комплекс и даже обычный актовый зал родной школы. То есть сама обстановка может формировать определённый психологический настрой аудитории. Эта особенность всегда интуитивно использовалась в праздничной культуре. Сформулировал необходимость учёта объективных реалий природного, архитектурного и исторического ландшафта при организации массовых празднеств известный теоретик и практик этой сферы деятельности революционной эпохи Октября А. Пиотровский. В истории массовых праздников есть многочисленные яркие примеры использования этих реалий в сценарно­режиссёрском замысле с опорой на дополнительные средства выразительности. Например, знаменитый «силуэтный бой» в окнах Зимнего дворца, которые затем озарялись красным светом (праздник 3-летия Октября на Дворцовой площади Петрограда), или же использование всего пространства Невы и архитектурных построек на её набережных в ходе празднования десятилетней Октябрьской годовщины (контрастное противостояние оплота угнетателей Петропавловской крепости и символа рабочего движения Монетного двора) и т.д. Этот угол зрения на организацию пространства праздника и степень воздействия пространственной исторически-архитектурной, природно-ландшафтной среды на СПАМП является отдельной темой исследований с разных позиций — сценариста, режиссёра, художника. Мы же рассматриваем проблему организации пространственной среды праздника с социально-психологических и социально-педагогических позиций формирования возможностей для реализации праздничных потребностей в публичном общении и самовыражении, которые рассматриваем как основу формирования оптимальной социально­психологической атмосферы в праздничной коммуникации.

Праздник нуждается в формировании социопетального (центростремительного) пространства, которое в отличие от социофугального (центробежного) пространства побуждает к взаимодействию, к установлению контактов, то есть не подавляет, а развивает социальные отношения. В частности, как утверждает чешский учёный М.Черноушек, ссылающийся на выделившего эти два вида социально-психологического пространства английского психолога Генри Осмонда, «люди, сидящие друг против друга, физически и экспрессивно больше взаимосвязаны, чем сидящие рядом».[36] О важности трансформации зрительного зала для улучшении контактов в праздничной аудитории много писали А.В.Сасыхов, Ю.А.Стрельцов. Однако само по себе изменение геометрии пространства праздника для размещения публики (искусственное создание разнообразных секторов-площадок; использование архитектурных условий - ступеней, колоннад, галерей и т.д.; использование ландшафтных особенностей) может и не дать импульс для превращения массы людей из объекта деятельности в субъект деятельности, а сформировать, к примеру, новый стереотип — зритель за столиками, зритель на пленэре. Необходимо тесно связывать задачу организации пространства с задачей создания микрогрупп, поскольку организация групп публики требует их пространственного размещения и наоборот - «пространственное отграничение придаёт массе некоторую структурность»[37].

Вместе с тем, нужно иметь в виду, что и без изменения традиционных вариантов праздничного пространства возможно формировать группы в среде публики (множество примеров из традиционной практики), и творчески обыгрывать это пространство с целью активизации аудитории.

Весомую роль в организации пространства играет его художественно-декоративное оформление расположения каждой

королевство» в детском саду. В частности зал праздника был разделён на три сектора,. каждый сектор под ветвями дерева, сим­волизирующего осенний месяц — ветви с багряно-золотыми листьями (сентябрь), ажур обнаженных ветвей с одиночными листиками (октябрь), в серебристом инее (ноябрь).

Вышеприведённые примеры из опыта работы в небольших залах, часто называемых актовыми. Другая ситуация возникает, когда действие праздника охватывает, например, всё пространство Дворца культуры или городского парка. Так, во Дворце культуры на проспекте Забав и Развлечений детей ждёт в зарослях елового леса поэтический пень («коль конфеты есть не лень, то вставай на этот пень») и загадочная гостевая избушка, в которую стражники впускают лишь по одному ребёнку, а при его выходе из избушки интересуются, в гостях у кого он был, и ответы получают всегда разные - «у Мишки», «у Мальвины», «у Шрека» и т.д. У данного проспекта ещё много адресов - «Птичий двор», «Малая цирковая арена» и т.д. А этажом ниже детей ждут новогодние забавы на Хороводной площади и Развесёлой улице.

Праздник должен преобразить любое пространство. Это преображение может быть и внешним и смысловым. Так, на городском празднике в День Петра и Февронии («День счастливой любви»), основное действие которого проходит в парке, все аллеи приобретают свои особые названия:

- аллея Нечаянных Встреч

- аллея Жарких Свиданий

- аллея Сюрпризов для Любимых

- аллея Разочарований

- аллея Воспоминаний

- «Колдовское озеро»

- «Зигзаги любви».

Сами названия подсказывают возможные режиссёрские решения. Гуляющих по аллеям ждут скамейки «первого поцелуя» и «нечаянных встреч», «гордого одиночества», «случайного знаком­ства» и т.п. Поле для фантазии огромно. В парке есть и указатель направления со словом «Тупик». Это единственное место в парке с совсем не праздничной атмосферой. Здесь на многочисленных стендах собрана информация о том, в какой тупик приводят разгульная и беспорядочная половая жизнь, проституция, аборты и т.д. Большая часть экспозиции посвящена просветительской информации о СПИДе. В качестве экскурсоводов работают врачи и психологи. Они отвечают на все возникающие у публики вопросы. Выходящим из тупика людям, бросается в глаза указатель — «Выход из тупика - Лобовь, Семья».

Организация пространства непосредственного места проведения праздника с указанных нами позиций предполагает:

создание максимальных возможностей для восприятия главного действенного ряда праздника всеми его участника­ми;

предоставление возможности для публики видеть не только выступающих, но и друг друга;

ликвидацию психологического барьера, разделяющего «зал и сцену»;

размещение групп публики в праздничном пространстве с целью формирования микросреды, стимулирующей меж­личностное общение;

формирование с помощью пространства новых «конструи­руемых групп».

Организация лидерства-ведения праздничной программы Роль личности ведущего в формировании СПАМП очевидна. Гаеры и скоморохи, деды-зазывалы, массовики-затейники, конферансье, распорядители, шоумены — все они призваны через общение с публикой воздействовать на её эмоциональное состояние и регулировать его. Однако есть грань, которая отделяет мастера эстрадного общения с публикой от мастера, умеющего её активизировать на празднике. Эта грань находится там, где происходит превращение публики из объекта в субъект воздейст­вия.

Поскольку главное действующее лицо праздника — публика во всей совокупности её неповторимых индивидуальностей, и она должна иметь лидирующее положение на настоящем, подлинном празднике, постольку организация лидерства-ведения праздничной программы для оптимизации социально-психологической атмосферы массового праздника предполагает:

• предельное ограничение пассивно-созерцательных моментов с помощью реализации информационно-зрелищной программы праздника силами публики;

• понимание функций ведущего, как «невидимого» регули­ровщика запланированных и спонтанных действий, импро­визаций на основе максимального использования возможно­стей ситуативно-контактной праздничной общности, рас­пределения в её среде;

• выявление аниматоров в среде публики;

• использование «коллективного-ведущего», сменяемости ли­деров.

Быть сторонним зрителем на празднике — смотреть на чужой пир. То, что зрителя нужно превратить в участника праздничного действа, является аксиомой. Хотелось бы проиллюстрировать эту необходимость забавной историей из серии «Говорят дети». Когда-то «Литературная газета» опубликовала статью о маленьком шестилетнем вундеркинде, который искромётно давал краткие определения самым разным понятиям. К примеру, его спрашивали: «Что такое пучина?» — «корни воды» — моментально следовал ответ. «Хоровод?» — «венок людей». «Философия?» — «расширение проблем». А вот на вопрос, что такое зрители, он задумался, а потом сказал с усмешкой — «сидят и завидуют». Так вот в идеале на празднике не должно быть классических «зрителей-завистников», поскольку настоящий праздник не созерцают, в нём живут. Кроме того, природа праздника, по сути, независтлива, его атмосфера разрушительна для этого чувства. В атмосфере праздника реализуепся самое слабое человеческое чувспео — радость «за другого». Лидер-ведущий праздничной программы призван создавать условия для максимальных возможностей проявления «других», а не самого себя, то есть его главная функция «всячески способствовать установлению контактов среди публики и ни в коем случае «выпячивать себя»[38]. Лучшим ведущим праздника является не тот, кто лучше информирован, обаятельнее, заразительнее т.д., а тот, кто лучше и незаметнее управляет аудиторией, её общением, её заразительностью. Иными словами, лучший ведущий тот, которого «не видно», который фокусирует внимание не на себе, а на публике, влияя на неё. Когда «весь вечер на арене» один или несколько человек, это не является стимулом к межличностному общению среди публики, поскольку первые превращаются в «звёзды», а вторые в «толпу» - «массы масс», по меткому выражению Н.Эрдмана. Лидеры-ведущие, непосредственно занимающиеся координацион - но-регулятивным процессом формирования праздничного настроения могут быть официальными и неформальными, персонифицированными в том или ином образе, «скрытыми» и «коллективными» со сменяемостью лидеров, но их стиль должен быть гибким, импровизационным, а не жёстким и устойчивым, они должны иметь способность к эмпатии, чтобы идти «от другого», а не «от себя» и обладать эмоционально-позитивным тоном общения.

В деле формирования оптимальной СПАМП роль личности лидера важна как и в любом коммуникативном процессе, но в празднике, где на первый план выходит самоцельность общения «самоцельное сопряжение духовных миров людей» (формулировка М.С.Кагана), когда «человек видит другого не таким (или не совсем таким), каким привык видеть его изо дня в день», когда «вспыхивают и выходят наружу новые чувства к друг другу, оживляются и перестраиваются межличностные отношения»[39] лидер должен особенно чувствовать скрытое побуждение к активности, должен увидеть и развить искорки групповой и индивидуальной инициативы.

Нацеленность на высветление празднующей общности как совокупности личностей, на создание ситуаций для максимально больших возможностей для самопроявления членов аудитории должна пронизывать всю программу праздника. Так, например, по сценарному замыслу в сценарии праздника для ветеранов Великой Отечественной войны «В нашей памяти — Земли надежда» должно было прозвучать знаменитое стихотворение К.Симонова «Жди меня». Необычным было то, что стихотворение читал не актёр и не самодеятельный исполнитель, а весь зал. Дело в том, что эти сти­хотворные строки люди военного поколения знают наизусть, конечно память подводит, но в зале-то много людей... Именно об этом сказала всем ведущая и предложила вместе вспомнить эти пронзительные памятные строки. Она подходила от столика к столику с микрофоном, следя за шевелением губ вспоминающих текст, где-то договаривала строку, где-то искала глазами того, кто может продолжить стихотворную фразу. В результате, стихотворение было прочитано людьми, сидящими в зале - неспешно, с паузами, с разными голосами и не всегда внятной дикцией, но эффект был намного больший нежели бы его прочёл даже знаменитый актёр.

Один из главных принципов сценарно-режиссёрского творчества - «чем удивлять будем?». Удивить можно масштабно и ярко, а можно довольно скромно - просто не пойти проторённым путём шаблона, просто сделать по-другому, не как всегда. Способность избегать тра­фарета во всём - существенный признак сценарных способностей. Долгие годы во время чествования ветеранов Великой Отечествен­ной войны было принято рассказывать об орденоносцах, причём, обычно выбирались самые-самые высокие награды. Потом появи­лась традиция театрализованных представлений по типу «Всего одна медаль». Однако в фокусе общественного внимания, как правило, оказывались одни и те же люди (вполне заслуженные). Мы решили уйти от привычного стереотипа в представлении воинских наград и сделали это следующим образом:

ВЕДУЩАЯ. Сегодня в нашем зале необычайно светло. Светло от Ваших праздничных лиц и от сияния Ваших наград. Это не блеск ёлочной мишуры - это блеск славы, всенародной воинской славы! Обо всех наградах мы рассказать не в силах, но как выбрать одну? Давайте сделаем так, поднимите руки те, на груди у кого награды 1945 года! (1944, 1943, 1942, 1941 - с каждым названным годом лес рук редеет). Поднимите руки те, на груди у кого награды декабря 1941 года, ноября, октября... (Обладателя самой «старшей» награды просит рассказать её историю).

Затем ведущая говорит о том, что в 41 году почти не награждали, да и мало кто из воевавших в тот год дожил до Победы, да и до на­ших дней... Этот нехитрый сценарный приём вызвал буквально бурю эмоций! Бывшие фронтовики с удовольствием воспринимали этот эпизод, видя за этим отсутствие предопределения героев празднич­ной программы, охотно развивали мысль, заложенную в данном фрагменте, понимая, что здесь нет намерения обесценить значи­мость наград последующих суровых военных лет, тем более, что эпизод на этом моменте не заканчивался. Оказалось, что у ветеранов да­же есть самодеятельные стихи на затронутую тему, были прочитаны стихи и о том, что хорошо награждали летчиков последние годы вой­ны:

Хорошо награждали - полно орденов,

Орденов не хватало и звёзд,

Хорошо награждали - полно орденов,

Да не каждый до дома донёс....

К сожалению, чаще всего сценаристы-режиссёры праздничных программ оставляют за бортом своего внимания публику, которая должна занимать центр праздничного пространства, делая акцент на зрелищную часть праздника, рассчитанную на пассивное созерцание аудитории. Лидеры-ведущие праздничных программ должны использовать разнообразные методы разрушения стереотипов, используя динамично-ситуативные приёмы изменения условий игры праздничного общения.

Оптимальная СПАМП возникает там, где лидерство принадлежит праздничной аудитории, где правит бал добровольное творчество, реализуемое и в ходе подготовки праздника, и в ходе его проведения, и в его импровизационные моменты. Животворность праздничных традиций определяется именно этим уровнем творчества, но «сад праздничных традиций» требует «ухода», то есть заботы со стороны специалистов, в том числе и лидеров-ведущих праздничных программ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал