Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодоление тенденций сведения праздника к зрелищу






Праздник не созерцают, в нём живут. Однако современный человек больше созерцатель и слушатель, опосредованность его связи с миром всё более увеличивается. Актуально звучат сегодня слова М.М.Пришвина, написанные в начале минувшего столетия: «Радио — это великий разлучник и великий обманщик: человек не поёт, не беседует с другим человеком, поёт и беседует радио на всю страну». Обман, подменяющий жизнь, которому подвергнут современный человек с помощью СМИ, более изощрён. Сначала с помощью мелькания одних и тех же лиц на экранах создаётся образ избранных «звёзд», затем пробуждается интерес к их личной жизни (хотя она не представляет никакого интереса) и, наконец, праздничные программы посвящаются не жизни нашего общества, не жизни наших сограждан, а жизни этих же искусственных «звёзд» (пародиям на них, тусовкам междуними, беседами с ними) — по сути пустых стекляшек, оттёртых до блеска частым использованием.

Природа же праздничной атмосферы такова, что она требует непосредственного участия. Не непосредственного смотрения (хотя зрелище - неотъемлемая часть любого празднества), а непосредстве - иного участия. «Праздник — мощный энергообмен между людьми»[46]. Откуда берётся эта энергия? Один из её источников - мощная сила преодоления. Радостное праздничное настроение - всегда награда за преодоление. Окончание школы, завоевание сердца невесты, спортивная победа, победа над врагом, сбор урожая — это всё победы, это всё праздники и энергетический подъём человека.

Эту сущность праздника глубоко осознал один из вологодских журналистов Анатолий Ехалов, обративший внимание на то, что все праздники современности «в основном потребительского характера. Как правило, десятка полтора лицедеев поют, танцуют, а зрители поглощают зрелище вместе с водкой и шашлыками, пирогами и мороженым», в то время как, по утверждению его знаменитого земляка писателя В.И.Белова, «народная культура заканчивается там, где одни выходят на сцену, а другие садятся в зрительный зал»[47]. Журналист организовал ряд праздников в своей области, основываясь на позиции: сделал дело — празднуй смело. Например, организовал строительство часовенки-обыдёнки (то есть построенной за один день), которое закончилось праздником её создателей, или же придумал нестандартную программу областного масштаба — «Праздник коровы». Зачем, подумал он, тратить деньги, выделенные на праздник, впустую (всего-то тридцать тысяч по ценам 2001 года), пусть они принесут реальную и материально ощутимую пользу сельчанам. На эти деньги была отсыпана щебнем дорога от федерального шоссе к маленькой деревушке, устроен паром, да сценическая площадка — помост-подиум для дефиле коров-рекордсменок («Мисс-кооперация», «Мисс-маслозавод», «Недотрога» и т.д.), на котором проходили показательные дойки (сам губернатор-богатырь весом 160 килограммов доил корову!). Зрелищные моменты пронизывали праздник, вовлекая в действие всех. Участниками праздника были все — и гости деревни, и её жители, и даже гуси с поросятами ходили наряженными в этот день. А сколько в ходе праздника дел переделали! Во время конкурса на лучшего косаря скосили гектары травы, потом делали командные стога — чей лучше. Весело под гармонь. Болельщики свои команды поддерживали не хуже футбольных фанатов»[48].

Надо сказать об особой атмосфере праздников, в основу которых положен совместный физический труд. Такая атмосфера требует отдельного изучения, она проявляется в ситуациях, которые советскому поколению известны как коллективные трудовые субботники. До. понятия «коммунистический субботник» коллективный добровольный неоплачиваемый труд имел название «помочи» или же по-другому «толока» — когда «всем миром» помогали кому-либо выполнить какую-либо работу, например, построить дом. Работа проводилась обязательно одним днём (с утра до вечера), отсюда и слово «обыденка». Такая совместная работа, на которую приглашали нуждающиеся в помощи хозяева, воспринималась как праздник и проводилась в особой приподнятой атмосфере дружного и радостного труда, по окончании которого начиналась совместная трапеза. В этом же ряду, по-видимому, праздники и других трудовых процессов, например, багрение осетров уральскими казаками, которое начиналось по сигналу пушечного выстрела, и этот день багрения и его канун описывается в воспоминаниях современников как долгожданный, зрелищный и эмоционально-наполненный праздник.

Разумеется, что приведённые нами примеры лишь одно из направлений реализации задачи непосредственного участия в празднике всех членов его аудитории. Социально-психологическая атмосфера праздника во многом зависит от возможности деятельной сопричастности к событию, которая может реализоваться в самых разных формах её проявления. Главное, праздник должен дать людям простор, и побудительные эмоционально-содержательные мотивы для самовыражения, самопроявления в условиях публичности. Необходимо не только предоставлять эту возможность людям, пришедшим на праздник, но и всемерно стимулировать личностные проявления в массовом публичном общении, подчёркивая всевозможными выразительными средствами театрализации причастность всех и каждого к празднуемому событию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал