![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт творческого поиска
Каждый человек — неповторимая индивидуальность. Быть в творчестве самим собой со всей искренностью и эмоциональной отдачей, проявляя данные свыше способности — это значит иметь свой неповторимый почерк, свой голос. Однако часто сценарист начинает оригинальничать в стремлении прослыть оригинальным во что бы то ни стало. Мы уже говорили выше, что шаблон в сценарной работе самая опасная вещь, поскольку вместо высоких эмоциональных чувств, пробуждает низменное чувство цинизма и скепсиса. Но есть и другая сторона той же монеты, когда с шаблоном борются не трудом подлинного творчества, пропуская всё через свою духовно развитую чувственную природу, а путём наглой и пошлой нахрапистости. Этой тенденции дал всеобъемлющую характеристику ещё А.Куприн в парижской газете «Русское слово» от 14 июля 1926 года: «Первое дело: нет ничего легче, как быть большевиком или футуристом. Для этого требуется только дерзость и бесстыдство. Футуризм сказал себе: Труд? Отвратительно. Учиться? Скучно. Слава? Приятна. Деньги? Ещё вкуснее. Что публика любит наипаче? Скандал, похабщину и всё, что вне её понимания; всё равно: будь это высокая мудрость или самая пошлая мистификация. Итак. Ванька! Бей в барабан! Федька, обложи публику матерно! Так её, стерву! Серёжка, валяй на заумном языке: Вля-га-га, мурдапикс, оо- окалао. Володька, покажи публике то, что в бане ладонью прикрывают. Лупи её, дуру, по головам палкой! Она это обожает». Собственно говоря, в основе и шаблонного сценарного мышления и сценарного оригинальничания лежит одна причина — равнодушие. Оно может скрываться и за позицией «так принято», и — «я 30 лет на художественной работе», и за тщеславными устремлениями — но во всех случаях: нет искреннего желания сделать людям праздник. Справедливости ради нужно отметить и тот случай, когда за сценарным шаблоном скрывается профессиональная беспомощность. И всё же, если человек горит желанием сделать других хоть чуть-чуть счастливее в ходе праздничной акции, то это желание должно привести его пусть к маленькому, но успеху. Каждый из нас может привести примеры из своей жизни, когда силой инициативной самодеятельной группы создавались великолепные школьные вечера, профессиональные праздники, свадьбы, юбилеи и т.д. Специальные знания и профессиональные навыки позволяют добиваться не случайного, а стабильного успеха в постановке более масштабных празднеств и зрелищ, а также театрализации событий, к которым сценарист не имеет личной причастности. Хороший любительский сценарий всегда уступит в качестве хорошему профессиональному сценарию, но первый и самый главный шаг к успеху в обоих случаях один — искреннее желание сделать людям праздник, а для этого нужен творческий задор. Вспомним историю про несчастного скрипача из симфонического оркестра, который не любил музыку. Наверное, очень не любят свою профессию те, кто сочиняет, к примеру, детские новогодние утренники, на которых детям предлагается водить скучные хороводы и пассивно наблюдать за избитым сюжетом новогоднего представления. «А как же иначе? — спрашивают эти сочинители, — ведь большое скопление детей можно активизировать только хороводами, общей песней, отгадыванием загадок и дружным похлопыванием да потоптыванием». Но давайте вспомним героя рассказов В. Драгунского Дениску, который со своим другом Мишкой на новогоднем утреннике много чего успели. Особенно их позабавил аттракцион, где клоун обещал приз всем, у кого окажется «круглый вес». Мишке 500 грамм не хватило, они с Дениской побежали ситро покупать, а Мишка не мог осилить целую бутылку... Помните? И студенты, принявшиеся писать сценарий новогоднего праздника «В гостях у мэра» для детей города Барнаула, находящихся под опекой, тоже вспомнили этот весёлый рассказ и решили подарить детям целый город подобных аттракционов. Было немало противников этой затеи. Дети, мол, будут дезорганизованы, кроме того, опекаемые дети не контактны, безынициативны, да и не уместятся аттракционы в фойе драматического театра и т.д. Но главное, повторяем, желание, оттолкнувшись от которого студенты поставили целью максимально индивидуализировать массовое воздействие на этой многолюдной новогодней ёлке. В фойе театра они постарались создать новогодний город игр и забав. Детей встречал весёлый Городничий с многочисленными помощниками. В задачу помощников входило не оставить без внимания ни одного ребёнка, помочь сориентироваться каждому в праздничном городе, в котором можно было найти множество развлечений на Хороводной Площади, Развесёлой Улице, Проспекте Забав и Развлечений. Дети могли попробовать себя в роли кукловодов, посетить загадочный домик, в котором разговорчивые хозяева, встречая очередного маленького гостя, всякий раз меняли маски — то Тигрёнок, то Клоун, то Старик Хоттабыч вступали в весёлые диалоги с каждым вошедшим ребёнком, угощая волшебными конфетами. Каждый ребёнок имел возможность прочесть подготовленное к празднику стихотворение на «Поэтическом пне» под лапами новогодних сосен — «Коль конфеты есть не лень, то вставай на этот пень!». Детей ждали Весёлые Художники, Птичий двор, Три Весёлых Поросёнка. Поросята проводили акцию - «Новогодний супервес!». В отличие от ситуации в рассказе Дениски, поросята помогали претенденту на «круглый вес». Например, снимали курточку («Что-то наряд у тебя тяжеловат!»), дарили яблоко («Держи! Здесь ровно 200 граммов!»). На всё про всё 30 минут. Затем секунды тишины - тс-сс-сс!! И голос Городничего созывает всех на Хороводную площадь, где начинают разгораться основные новогодние события с приходом Деда Мороза и Снегурочки, появлением Ёлочки Заветных Желаний.... Однако и далее, сценарий строился таким образом, что центр пространства занимали дети, пришедшие на праздник, они активно вовлекались в зрелище, то есть продолжало соблюдаться правило согласно которому — «праздник не созерцают, в нём живут». Помимо реализации новогодних детских ожиданий сценаристы-режиссёры ставили цель — создать атмосферу сопричастности детей не только к жизни сказочного новогоднего города, но и к жизни своего родного города в целом — «Маленькой Страны». В частности обыгрывались названия улиц, с которых приехали дети, Городовой «узнавал» детей по именам, докладывал Деду Морозу о новостях Барнаула. Дома, машины, улицы — Всё перестало хмуриться, Оделось в мишуру. Весь Барнаул нарядный, Изыскано опрятный Встречает Новый год! Вместе с мэром своего родного города встретили Новый год и дети из опекаемых семей. Новогодний праздник один из самых любимых праздников в нашей стране, но мало кто знает, что после революции более десяти лет «ёлка» была под запретом. Революционный праздничный календарь вытеснил на семьдесят лет многие другие праздничные исконные традиции России. Но лишь идеологическое давление ослабло, как стали возрождаться, казалось бы, навсегда забытые, Масленица, Красная Горка, Вербное воскресенье и т.д. Однако современный человек, естественно стремящийся сохранить через праздничные традиции связующую нить поколений, плохо осведомлен о традициях своих предков. В этой связи существует реальная опасность насаждения чуждой культуры в среде молодёжи с целью вытеснения культуры исконной. Безусловно, что взаимопроникновение и взаимообогащение культур, особенно рядом живущих народов, явление закономерное, но этот процесс длителен, и он не разрушает гармонии сложившихся национальных культур. Сегодня же Россию заполонили миссионеры чужеродных религий и сект. На первый взгляд внедрение в нашу жизнь праздничных иностранных традиций происходит спонтанно. Мол, молодые люди сами решили отметить Хэллоуин (канун католического Дня всех святых), ведь это весёлый праздник всякой нечисти и только. Но возникает вопрос, чем наши зимние святки уступают этому евро-американскому дню? Уж традиции наших святок куда ярче и богаче, да и длятся целых две недели — от Рождества до Крещения. В них и святые, и страшные вечера, и Сочельники, и Щедрый вечер, и колядки, и ряженые, а сколько игр и забав! Однако средства массовой информации упорно пропагандируют Хэллоуин, и День святого Валентина, и «Пятницу, 13», а молодёжные центры регулярно их проводят. Конечно, если Вы католик, то День святого Валентина — Ваш день (кстати, католическая религия никоим образом не связывает имя этого святого с темой земной любви), но у православных есть свой День счастливой любви — 8 июля (День Пeтpa и Февронии). Наши предки этот день хорошо знали. Казалось бы, одно другому не мешает, однако «ассорти» из традиций более разрушительно, чем забвение исконных. Ведь праздник несёт в себе миросозерцательное начало, он возникает там, где существуют духовные связи между людьми, и укрепляет эти связи. Советские традиции по-своему, но гармонизировали мир, тогда как насаждение традиций иноземных вносит сумятицу, хаос в менталитет народа, разрушает его духовное единство, чувство Родины, защищённости, рвёт связующую нить поколений, разрушает целостность человеческой души. О важности преемственности праздничных национальных традиций наиболее выразительно сказано в романе И. Шмелёва «Лето Господне», где автор, вспоминая о «Чистом понедельнике», «Троицыным дне», «Крещении», по сути, вспоминает обо всём том лучшем, что вмещает понятие Родины. А знаменитый сатирик начала прошлого века А. Аверченко написал очень серьёзный рассказ, посвящённый воображаемому сыну комиссара Троцкого. В рассказе писатель обвиняет отца своего героя, что он, совсем запутавшись в интернационализме, отнял детство у собственного сына, погубил его душу, лишив ребёнка праздничных национальных традиций. Ведь «всё детство держится на традициях, на уютном, как ритмичный шелест волн, быте. Ребёнок без традиций, без освящённого временем быта — прекрасный материал для колонии малолетних преступников в настоящем и для каторжной тюрьмы в будущем». К сожалению, из нашей сегодняшней жизни вытеснен замечательный русский праздник - День счастливой любви Петра и Фев- ронии. Автор учебного пособия вместе со студенткой Светланой Сметаниной (выпуск 2002 г.) решили восполнить этот пробел и предложить своё видение возрождения этой традиции.
|