Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повесть о житии святых чудотворцев муромских, благоверного и преподобного князя Петра и супруги его достохвальной Февроньи.






 

В стародавние времена жил-был князь муромский Пётр, который мог жизнью пожертвовать ради брата своего иль люда, живущего в Муроме. После боя со злым гадом пошли по телу князя глубокие яз­вы, и не нашлось по всей Руси лекарей, способных облегчить его страдания. Совсем извёлся он от лютых язв. Прослышал князь, что излечить его смогут в рязанской земле. А в той земле жила дочь крестьянина-древолазца, исполненная чувством собственного достоин­ства, женской гордости, необычной силы ума и воли, с чутким серд­цем — красавица Феврония. Согласилась она излечить князя, но с условием, что он даст слово жениться на ней, иначе Бог силы не даст.

(Постановщик вправе внести свои коррективы, а может и вовсе отказаться от предложенной сценаристом версии пролога. Однако, в любом случае, ему не уйти от необходимости в сценарной экспози­ции раскрыть в той или иной мере житие святых, именем которых назван праздник, поскольку новые поколения не знают о них ничего. Именно из-за малой информированности пролог сценария несколь­ко многословен. Нам видится он в жанре вертепа. Со временем, ко­гда история любви Петра и Февронии станет общеизвестной, можно будет обходиться краткой символикой).

С левой и правой стороны сцены появляются персонифициро­ванные герои — Пётр и Феврония.

Труден, но счастлив был путь любви князя и простой крестьян­ки, ставшей его женой. Но невзлюбили муромские бояре Февронию.

Авансцену заполняют бунтующие бояре.

Бояре. Простая крестьянка! Чернавка! Какая из неё княги­ня?! Не можем мы селянке кланяться! Ради чего ты, Пётр, престол унижаешь? Иль тебе невесты высокородной не нашлось?! Если хо­чешь быть самодержцем, бери другую княгиню! А этой не подчиним­ся! Пусть берёт из казны сколь захочет и уходит из града Мурома!

Пётр. Ступайте, нелюбезные. Сами спросите княгиню. Как она скажет, так и будет.

Феврония. Пусть так. Но и вы обещайте мне дать, чего по­прошу.

Бояре. Что ни скажешь, бери без прекословья!

Феврония. А скажу я, что нужен мне только супруг мой, Пётр.

Бояре. Забирай! Мы на вече другого, лучше этого выберем!

Оглядел князь бояр. Встретился с любящими глазами жены. По­дойдя, нежно обнял её за плечи и повёл прочь от злого судилища. За спинами бояр подняли паруса два струга (две речные ладьи).

Гусляр. Тихо плещет вода, скрипят сосновые мачты. Плывут Пётр и Феврония прочь из Мурома... Что их ждёт в неведомой дали...

А между тем бояре в Муроме не поделили власти, стали коварно под­сиживать и убивать друг друга, город охватили пожары!

Колокольный набат соединяется со звучанием оркестровой части оперы из сцены смутного времени. Соответственно меняется мизан­сцена бояр.

И над всем этим звучит голос: Куда вы дели законного князя Петра с княгинею? Не вернёте их на престол, — всё и вся огню будут преданы. И дома, и семьи, и скоты ваши!

И объял город ужас. Бросились трясущиеся и униженные, в опалён­ной одежде люди на берега Оки искать шатёр Петра и Февронии!

Мизансцена: бояре пали ниц перед Петром.

Бояре. Прости ты нас, милосердный... Вернись. Избавь от греха!

Пётр. Ступайте с миром. Спросите княгиню мою. Как она ска­жет, так и будет.

Мизансцена: бояре ниц перед Февронией.

Феврония. Идите к вашему князю. Захочет вернуться, — то и я с ним буду. Две способности дал нам господь. Помнить и забы­вать. Забывать зло. А помнить добро.

Праздничный перезвон колоколов сливается с радостным пени­ем хора. Пётр и Феврония поднимаются в ладью, которая, развора­чиваясь, превращается в княжеский трон.

Голос. Спокойным и благодатным было время княжения Петра и Февронии, а сами они жили долго и счастливо и умерли в один день...[52]

Хор исполняет торжественное песнопение. Пётр и Феврония вы­ходят на авансцену навстречу к зрителям и приветствуют их поясным поклоном.

Пётр. Здравствуйте, люди добрые! Здоровья вам, счастья и любви!

Феврония. Приглашаем всех на наш праздник — праздник счастливой любви!

Пётр. Любовь - это дар Божий! Берегите его! Так как сумели сбеоечь его ваши земляки...

Пётр и Феврония расходятся в разные стороны, открывая взору зрителя нисходящие ступени с ковровым покрытием. По ковровой дорожке ступеней под свадебный марш Мендельсона навстречу зрителям поочередно спускаются супружеские пары. Через их плечи переброшены ленты, на которых написана цифра (на ленте мужа) и название (на ленте жены) годовщины отмечаемой ими свадьбы – от года совместной жизни до шестидесятилетнего юбилея.

Голос диктора. Год совместной жизни, Ситцевую свадьбу отмечают Андрей и Наталья Прохоровы!.. Двухлетие семейной любви, Бумажную свадьбу отмечают (также называет фамилию и имена). ~

Подобным же образом представляются пары, отметившие сле­дующие годовщины супружеской жизни.

Кожаная (три года),

Деревянная (пять лет),

Цинковая (шесть с половиной лет),

Медная (семь лет),

Жестяная (восемь лет),

Розовая (десять лет),

Никелевая (двенадцать с половиной лет),

Стеклянная (пятнадцать лет),

Серебряная (двадцать пять лет),

Жемчужная (тридцать лет),

Льняная (тридцать пять лет),

Алюминиевая (тридцать семь с половиной лет),

Рубиновая (сорок лет),

Золотая (пятьдесят лет),

Бриллиантовая (шестьдесят лет).

Для каждой пары, представляя её, нужно найти особенные слова. Когда на авансцене окажутся все, спустившиеся «с вершин», пары, то зазвучат известные строки С.Щипачёва:

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь - не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

Эти стихотворные строки подхватывает фонограмма песни из кино­фильма «Верные друзья»:

Что так сердце, что так сердце растревожено?

Словно ветром тронуло струну...

О любви немало песен сложено,

Я спою тебе, спою ещё одну!

По дорогам, где не раз бродили оба мы,

Я хожу, мечтая и любя.

Даже солнце светит по-особому,

С той минуты, как увидел я тебя.

Все преграды я могу пройти без робости,

Поднимусь на крыльях в синеву!

И отныне всё, что я ни сделаю,

Светлым именем твоим я назову....

К сцене, по специально предусмотренным проездам подъезжают кареты, запряжённые в тройки лошадей. Для каждой пары своя, со­ответственно оформленная, карета (случайные прохожие должны понять, кого везут тройки). Праздничный кортеж отправляется по центральному проспекту города на место основного гуляния. Его со­провождают песни о любви. Будут ли эти песни звучать в варианте фонограммы, или в каждой карете будет сопровождающая музы­кальная группа - решать режиссёру. Пётр и Феврония едут в карете с бриллиантовой парой.

По мере продвижения кортежа звучит текст зазывалок:

Собирайся честной люд,

Вас на празднике всех ждут!

Всех влюблённых приглашаем,

Всем любви большой желаем!

Приглашаем на гулянье!

На любовное свиданье!

Дома сиднем не сиди!

Веселиться приходи!

Не завидуйте красивым.

А завидуйте любимым!

Пётр и Феврония приглашают всех

На праздник счастливой любви!

На площади перед парком празднично оформлен сценический помост. Повсюду, где только можно, воздушные шары в виде сердец, шутливые и серьёзные высказывания о любви, народные присказки и поговорки: «Умирать от любви, — значит жить», «Женился сам — помоги другому!», «Я не хочу хвалить любовь мою, я никому её не продаю», «И вершина любви, это чудо великое — дети!», «Гулять гу­ляй, да не загуливайся» и т.д. По бокам сценической площадки свит­ки со сказанием о житии Петра и Февронии. До приезда кортежа на сцене идёт концертная программа с музыкальными и хореографиче­скими номерами на тему любви. Супружеские пары выходят из карет в отдалении и проходят на площадку через коридор зрителей. И на этот раз оглашаются их имена и годовщины любви.

Пётр и Феврония поздравляют собравшихся с праздником. Гово­рят о том, что особый почёт в этот день тем, чья любовь выдержала испытание временем. Кланяются стоящим на сцене парам со слова­ми «Совет вам, да любовь». А затем предоставляют слово «главе слав­ного города», его мэру.

Мэр обращается ко всем с соответствующей событию, краткой речью, а в заключение говорит о том, что одной пары на сцене явно не хватает, совсем «зелёной» пары. Так называют пару в день брако­сочетания. Его слова подхватывает песня о свадьбе в исполнении Муслима Магомаева, и к сцене подъезжает свадебная машина с но­вобрачными. Мэр от имени всех стоящих на сцене поздравляет мо­лодых.

Феврония. Самые молодые и самые счастливые! Вам подар­ки от любящих сердец!

Перед новобрачными ставится большая корзина, в которую сва­дебные пары складывают нехитрые подарки в соответствии со своим сегодняшним статусом, сопровождая действие краткими пожела­ниями. Например, «Вот вам ситцевые простынки для мягкой перин­ки» («ситцевая» пара), «Розовая водица — пригодится умыться» («ро­зовая» пара), «И зачем вам та вода, вот без ложек никуда» («деревян­ная» пара), «Из кожи кошелёк вам дарим, в нём копеечку оставим» («кожаная» пара) и т.д. И только «драгоценные» пары ничего не да­рят. Они выходят вперёд — серебряная, жемчужная, рубиновая, зо­лотая и бриллиантовая пары (Желательно создать вокруг них сцени­ческий эффект искрящихся драгоценностей). Они желают молодым пронести через всю жизнь драгоценное чувство своей любви друг к другу, ибо дороже и драгоценнее этого чувства нет ничего. И закан­чивают своё обращение словом «Горько!». Все пары на сцене целуют­ся. Над их головами на воздушных шариках в виде сердец поднимается изображение двух целующихся голубков. На площадке перед сценой начинают свой зажигательно-страстный танец юноши в ис­панских костюмах. Танец резко обрывается, юноши создают кори­дор, через который идут дети с подарками для юбилейных пар. Мэр ещё раз поздравляет всех с праздником и приглашает всех продол­жить праздник в Парке Любви. К мэру подходят только что танце­вавшие юноши и надевают ему через плечо ленту с цифрой со­ответственного семейного стажа, а затем хором в микрофон (на­пример): ЖЕМЧУЖНАЯ!!!

Всю площадь заполняет песня:

Любовь похожая на сон

Счастливым сделала мой дом,

И вопреки законам сна,

Пускай не кончится она...

Вверх взмывают многочисленные разноцветные воздушные ша­рики в форме сердец с прикреплёнными к ним табличками с надпи­сями. «Таня + Лёша = Любовь», «Твой навеки. Федя», «Тили-тили тесто — жених и невеста!», «Нет на свете тебя прекрасней!» и т.п. и т.д.

Праздник продолжается в парке.

Вход в парк идёт через «Арку любви». По обеим сторонам арки расположены планшеты со следующими текстами.

С левой стороны:

«Муромский князь Пётр и жена его Феврония были канонизиро­ваны на церковном Соборе в 1547 году. В народе большой популяр­ностью пользовалась легенда, лёгшая в основу рукописной повести XVI века (известно более 150 списков повести); помимо прочего, в ней рассказывалось о взаимной любви Петра и Февронии, об их вер­ности друг другу, несмотря на козни окружающих. Даже умерли они в одно и тоже время, и, положенные в разных местах, чудесным об­разом оказались в одном гробу — так их и похоронили. С тех пор Пётр и Феврония стали символом верной, сильной и красивой люб­ви».

С другой стороны арки можно прочесть следующие строки:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое по­знание и всю веру, так — что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто.

И если раздам всё имение моё на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

Не радуется неправде, а сорадуется истине.

Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся».

(Евангелие. Первое послание к коринфянам.)

Для того чтобы пройти через «Арку любви» необходимо соблю­сти некоторые условия:

- пришедшим парам жаркими объятиями разрушить преграду (раздавить воздушный шарик), или слиться в горячем поцелуе,

- «непарным» подарить изысканный комплимент кому-нибудь из своего окружения или постороннему человеку.

За соблюдением условий следят счастливые влюблённые пары (костюмированные персонажи из литературных произведений раз­ных народов и эпох).

В этот день все аллеи и площадки парка имеют своё имя. О чём сообщают специальные указатели. На каждой аллее и площадке своя программа, к которой пишется отдельный сценарий. Мы можем предложить следующие варианты: аллея Нечаянных Встреч; аллея Жарких Свиданий, аллея Сюрпризов для Любимых, аллея Разочарований, аллея Воспоминаний,

«Колдовское озеро»,

«Зигзаги любви»,

«Тупик».

Сами названия подсказывают возможные режиссёрские реше­ния. Гуляющих по аллеям ждут скамейки «первого поцелуя» и «неча­янных встреч», «гордого одиночества», «случайного знакомства» и т.п. Каждую скамейку соответственно оформляют. (Оформление должно быть в едином стиле. Например, над каждой скамейкой свой полумесяц - смущённый, грустный, умилённый и т.д.). Можно сде­лать информационные таблички. Например: «Учёные-психологи США доказали, что самое памятное событие в жизни человека — первый поцелуй. На этой скамейке Вы имеете уникальную возмож­ность вспомнить его вкус!».

На аллеях можно встретить «Древо любви» с плодами-сердеч­ками, внутри которых спрятано пожелание-предсказание для влюб­лённого сердца. Работает киоск службы знакомств «А любовь рядом была...», где за символическую плату можно получить маленькую открытку к примеру с таким «пророчеством»: «Идите в направлении к Колдовскому озеру. У коляски мороженщика остановитесь. Та де­вушка, которая дольше всех будет копаться в своей сумочке — ваша судьба. Для доказательства чистоты своих намерений покажите ей эту открытку».

«Аллея Воспоминаний» может быть решена в ретростиле, а на «аллее Разочарований» будут звучать гитарные блюзы, под которые можно будет «погадать у цыганки» (проконсультироваться у пе­реодетого в цыганку психолога). Костюмированный психолог — это условие игры, а не камуфляж, то есть человек должен быть осведом­лен о том, кто пред ним по существу.

Важно, чтобы в этот день в парке звучала по возможности только живая музыка, не было бы «орущей фонограммы», это создаст осо­бую атмосферу празднику. «Настоящую нежность не спутать ни с чем, и она тиха...». Серенады, романсы, вальсы — основной музы­кальный фон праздника, в который может вдруг ворваться «Раз, два, люблю тебя, люблю тебя...» или модный шлягер о любви, но именно «вдруг», а не задавать постоянный шумовой эффект.

В парке работает кафе «В гостях у свахи», стенд «Ваня + Маня = любовь!», на который все желающие могут написать свои имена-слагаемые. Поле для фантазии огромно.

День Петра и Февронии почти неизвестен, но он есть в празд­ничном русском месяцеслове. Календарь наших праздников — на­родных, официальных, социальных, религиозных — неисчерпаем. Казалось бы, зачем придумывать новые праздники, но придумывают. Одни входят в традицию, другие проходят единожды, но за ними все­гда преимущества новизны, питающей творческую энергию. Так, студентка Юлия Никитенко (выпуск 2003 г.), под руководством педагога, придумала для летнего детского лагеря отдыха праздник... Рус­ской Каши!

 

«АЙ, ДА КАША!»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал