![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности социально-психологической атмосферы праздничной аудитории
Понятия «социально-психологический климат» и «социально-психологическая атмосфера» характеризуют эмоциональное состояние той или иной общности. Однако параметры социальной реальности, от которых это эмоциональное состояние зависит, весьма подвижны и нестабильны, поэтому возникает сомнение в том, что эти понятия отражают определённые явления. Тем не менее, как мы уже говорили, наука не сомневается в конкретности этих явлений, которые доступны изучению, измерению и управлению. В частно' сти, социально-психологический климат (применительно к социальной группе и коллективу) определяют как преобладающий относительно устойчивый психический (эмоциональный) настрой, в котором соединяются настроения, душевные переживания, волнения людей, проявляющиеся в их отношении друг к другу, к совместной деятельности, к окружающим событиям. Понятие социальнопсихологической атмосферы отличается от климата высокой степенью подвижности и характеризует не устойчивые черты психического настроя людей, а ситуативные его перемены. Социальнопсихологическая атмосфера реализует функцию обратной связи человека с окружающей средой его социальной жизнедеятельности «за счет аккумуляции информации о психическом состоянии каждого члена, о его отношениях с окружающими, в преобладающем психическом настрое людей».[27] Изучая социально-психологическую атмосферу в аудиториях разного типа (театральных, лекционных и т.д.), делая сравнительную характеристику эмоционального настроя людей в зависимости от удовлетворения их ожиданий, мы пришли к следующим выводам. Ьсли в театральных, лекционных залах, кинозалах преобладающий эмоциональный настрой членов аудитории определяется, прежде всего, уровнем эмоциональной восприимчивости информационнозрелищного материала, то в аудитории праздника на первое место выходят межличностные восприятия и отношения людей друг к другу. Если театральная атмосфера это атмосфера нереальности, то социально-психологическая атмосфера массовых праздников это атмосфера небудничной реальности. Всем массовым аудиториям присущи явления «социальнопсихологического заражения» (о котором мы говорили выше) и «эффекта аудитории». Сущность эффекта аудитории заключается в том что человек, ставший членом этой кратковременной, ассоциированной общности в ситуации непосредственных контактов (контакты теле- и радиоаудиторй опосредованы), сосредотачивает внимание на самом себе. Подобный эффект многократно усиливается в ситуациях празднично-досугового общения. Как показало наше исследование, в праздничных потребностях человека доминируют неосознанные потребности в публичности - публичном общении, публичном внимании, в публичном самовыражении. Сократить расстояние между субъектом и объектом воздействия стремятся все средства массовых коммуникаций. В этом видят колоссальный резерв печать, радио, телевидение и даже театр, но именно праздник, по своей природе, призван максимально реализовывать это стремление к персонификации эмоционально непосредственного контакта. Устное, тиражированное, непосредственное, в меру стихийное праздничное общение не столь подвержено стандар тизации, нежели общение, обеспеченное средствами других массовых коммуникаций. Праздник не может и не должен конкурировать с театром, телевидением и др. в предоставлении возможностей для удовлетворения эстетических и гностических потребностей, но он, безусловно имеет существенные преимущества в создании условии для публичного непосредственного общения самого широкого круга людей. Создание социально-психологической атмосферы праздника, оптимальной для такого общения - основной путь реализации этих преимуществ. Оптимальная социально-психологическая атмосфера праздника находит своё выражение в приподнятом эмоциональноположительном настрое праздничной аудитории, ориентированном на максимальное выявление личностей в своей среде. Этот настрои проявляется как в созерцательной, так и в деятельной психоэмоциональной активности членов аудитории, отличающейся высокой степенью доброжелательного внимания и интереса друг к другу, с новной путь её оптимизации - реализация индивидуально-личностнои ориентации массового воздействия. Подобная атмосфера способствует существенной активизации человеческого фактора, открывает широкие возможности: - преодоления будничных формально-ролевых заданностей контактов; - преодоления психологических барьеров в общении; удовлетворения насущных человеческих потребностей, нереализованных в других сферах социальной жизнедеятельности - публичном внимании, публичном признании и одобрении, публичном самовыражении, в утверждении образа самого себя в ходе публичного общения; - расширения объективных возможностей социального самоутверждения личности и роста социально-психологической культуры людей; - реализации эмоциональных праздничных потребностей. Основным показателем благоприятной социально-психологической атмосферы праздника является уровень реализации потребностей человека, ориентированных на общение с другими, на внимание к нему других и адекватную оценку своего участия в совместной деятельности. Ощущение собственной личностной значимости, рождённое в условиях публичности, на основе доброжелательного, эмоционально-непосредственного отношения людей друг к другу - незаменимая ценность, которую нам может дарить праздник. Конечно, факторы, под влиянием которых складывается социально-психологическая атмосфера праздника, весьма многообразны, однако на первый план выходят доминирующие факторы личностно-опосредованной мотивации праздничного общения. Поэтому для оптимизации атмосферы необходимо создать благоприятные условия для развёртывания личностных потенциалов человека, раскрепощения его сущностных сил, повышения его психоэмоциональной активности. Праздник — явление, как правило, массовое. Прошли те времена, когда «мы» главенствовало над «я» — «мы, рабочие, все как один...», «мы, пионеры страны...» и т.д. Коллективизм явление неплохое. Эгоизм хуже. Однако как часто за псевдоколлективным «мы» скрывались конформизм, равнодушие, неумение воспринимать массу людей как совокупность личностей. Персонифицированный подход к массовой аудитории? Возможно ли это? Безусловно, невозможно в равной степени «высветить» в аудитбрии каждую личность, но уже стремление к этому помогает создать ощущение нужности, собственной значимости у всех членов аудитории, даже не попавших в фокус коллективного внимания. В этой связи любопытен следующий пример. Предварительно заметим, что мы, конечно, далеки от стремления проводить какие-либо параллели с фантасмагорическим «балом у Сатаны», описанным М. Булгаковым. Однако персонаж романа воистину по-дьявольски прозорлив, когда нашёптывает королеве бала Маргарите: «... не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет время бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Всё, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...». Не пропустить никого, не потерять в массе отдельного человека, не обделить его вниманием, дать понять ему, что он не лишний человек в аудитории, что его присутствие значимо - вот, в сущности, задача сценариста режиссёра в построении праздничной оптимальной атмосферы. Наблюдение показало, что радость за другого человека, столь редко встречающаяся в повседневной жизни, в ситуации праздничного общения проявляется наиболее полно и естественно. Когда «другой» по сути - это один из нас», и, радуясь за него, мы радуемся за себя. Особенно ярко эта эмоция находит своё выражение тогда, когда в центре эмоционально-положительного настроя аудитории оказывается человек или группа людей, ранее неприметных. Перефразируя известное изречение Д. Дидро, что искусство — это умение видеть в обыкновенном - необыкновенное, а в необыкновенном - обыкновенное, можно сказать, что искусство формирования аттракции[28] в аудитории требует от организаторов умения публично «заметить» в «необыкновенном» человеке обыкновенные черты, сближающие его с другими, а в «обыкновенном» - необыкновенные. Так, представляя аудитории популярную личность или важное административное лицо, следует подчёркивать не его исключительные особенности, а выявлять, высветлять те грани этого человека, которые сближают его с присутствующими, способствует их осознанию той или иной степени тождественности (идентификации) с ним. И, наоборот, следует пробуждать интерес к неповторимой индивидуальности ординарного, на первый взгляд, представителя аудитории. В ходе праздничных торжеств многократно усиливается действие известного психологического закона, — чем выше человек оценивает себя, тем выше он оценивает других и наоборот. Это усиление происходит потому, что праздник априори является носителем позитива, а когда ещё к этому присовокупляется целенаправленно сформированная атмосфера коллективной доброжелательности, то праздник превращается в мощнейший фактор активизации личности и изменения её «Я-концепции» в позитивном направлении. У человека появляется возможность не только расширить свой опыт добросердечных отношений (дефицит которого сегодня очевиден), но и по- новому взглянуть на самоё себя, через призму дружелюбия пусть мимолётных человеческих контактов. Ведь «... как правило, человек ведёт себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему «подсказывают» своим отношением к нему, оценками его другие люди»[29]. В.А. Сухомлинский называл коллективное чувство коллективной доброты и коллективной доброжелательности великой силой, «которая как бурный поток увлекает самых равнодушных». Благоприятная атмосфера праздника способна пробудить личность к активности не только на момент его хода, но и стимулировать потребность в социальной активности и на послепраздничное время. Человеку чрезвычайно необходим этот «витамин» всеобщего уважения, в нём ключ к жизненному успеху. Социальная психология утверждает, что этот успех в меньшей степени зависит от способностей человека, чем от того, как он сам их оценивает. Чаще всего эту оценку человек ищет в отношении окружающих к себе. «Ты меня уважаешь?» — этот «пьяный» вопрос является, по сути, ответом на то, почему человек пьёт. Фокусирование эмоционального коллективного внимания в праздничной аудитории на жизнедеятельности локальной общности, к которой принадлежат собравшиеся, на личностях в данной ситуативной среде, на самих себе, рождает ту социально-психологическую атмосферу, в которой наиболее полно реализуются сущностные черты праздника. Признавая, что факторы, под влиянием которых складывается социально-психологическая атмосфера праздничной аудитории, многообразны, а значит, многообразны и пути её регулирования, мы подчёркиваем доминирующий характер личностно-опосредованной мотивации коммуникативной деятельности и отношений в празднике, и на этой основе предлагаем конкретные приёмы формирования оптимальной атмосферы. Определяющим методом формирования такой атмосферы, которая наиболее полно решает проблему активизации, является метод индивидуально-личностной ориентации (персонификации) массового воздействия.
Контрольные вопросы:
|