Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дайте определение понятию монтажа в художественном творчестве.
2. Что в буквальном смысле означает слово монтаж? 3. В чём суть эйдетического мышления? 4. Перечислите основные функции монтажа. Приведите примеры. Перечислите основные виды монтажа. Приведите примеры Какой вид монтажа С.Эйзенштейн называл интеллектуальным и почему? 5. Почему монтаж называют способом мышления сценариста?
ГЛАВА 4. АКТИВИЗАЦИЯ ПУБЛИКИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА
§ 1. Главные герои сценария Если задать вопрос о том, кто главный герой на детском новогоднем утреннике, то все ответят по-разному: Дед Мороз, Ёлка, сказочные герои, Снегурочка, Новый год... И очень мало, кто скажет — сами дети, которые пришли на этот утренник. А ведь это единственно верный ответ. Ведь праздник, как мы уже говорили, не созерцают, в нём живут. Как вы думаете, отчего это малыш, которого мама приводила на новогоднюю ёлку, разобижен и зарёван? Вы правильно догадались, он не смог прочитать Деду Морозу новогодний стишок, который репетировала с ним вся семья, и костюм его никто не заметил... Подобная реакция ребёнка не просто капризность, она отражает насущную человеческую потребность быть в ходе праздника «на виду», не только «на других посмотреть», но и «себя показать». Это исконная потребность в публичности! «На миру и смерть красна!». Но эта потребность неосознанна, не каждый человек может вслух выразить обиду, что его не заметили, что он был «лишним на праздничном пиру», чаще он сам не осознаёт, почему у него «плохое настроение». Старики, как и дети, более чутки и более непосредственно выражают свои эмоции — «о нас, целинниках, уже и не вспоминают», «даже пофамильно не назвали — вывели просто для украшения сцены», «кому мы теперь нужны» и т.д. То, что главное действующее лицо любого празднества - сама празднующая общность — это аксиома сценарно-режиссёрского творчества. Сделать активным действующим лицом всех тех, кого собрал праздник — мечта и цель их организаторов во все времена. В преддверии французской революции восемнадцатого века, пытавшейся создать новую систему национальных праздников, Жан-Жак Руссо писал: «В условиях свободы, где ни соберётся толпа, всюду дарит радость жизни. Воткните посреди людной площади украшенный цветами шест, соберите вокруг него народ - вот вам и празднество. Или ещё лучше: вовлеките зрителей в зрелище; сделайте их самих актёрами; устройте так, чтобы каждый узнавал себя и других, и чтоб все сплотились от этого тесней». Спустя два столетия во времена Октябрьской революции об этом писал в числе других П. Керженцев: «Празднество останется мёртвым и холодным, если сама толпа не явится действующим лицом его, а будет лишь спокойным, театральным зрителем.... Празднество не будет празднеством, если толпа своим творческим участием не превратит его в таковое. Без активности масс - нет и празднества, нет радости». Пламенные революционеры делали всё, чтобы активизировать массы в дни Красного календаря, порой им казалось, что они реализовали свою задачу. Однако вот как, например, описывает один из таких празднеств И.Бунин в своих дневниковых записях «Окаянные дни»: «Два раза выходил смотреть на первомайское празднество. Заставил себя, ибо от подобных зрелищ мне буквально всю душу перевёртывает.... Возле Соборной площади порядочно народу, но стоят бессмысленно, смотрят на всю эту балаганщину необыкновенно тупо. Были, конечно, процессии с красными и чёрными знамёнами, были какие-то размалёванные «колесницы» в бумажных цветах, лентах и флагах, среди которых стояли и пели, утешали «пролетариат» актёры и актрисы в оперно-народных костюмах, были «живые картины», изображавшие «мощь и красоту рабочего мира», «братски» обнявшихся коммунистов, «грозных» рабочих в кожаных передниках и «мирных пейзан», — словом, всё, что полагается, что инсценировано по приказу из Москвы.... Где у некоторых большевиков кончается самое подлое издевательство над чернью, самая гнусная купля её душ и утроб, и где начинается известная доля искренности, нервической восторженности?».[24] Безусловно, что мнение Бунина субъективно и выражает его политические взгляды, но, в тоже время, его наблюдение объективно отражает расслоение общества и отсутствие того «единения», к которому стремились устроители празднеств. Дело в том, что ощущение подлинного единства, всеобщности присуще только природе народных и религиозных праздников, тогда как природа официальных праздников изначально иерархична. Официальные праздники призваны утверждать незыблемость существующего правящего режима и его идей, а это противоречит свободному духу подлинной праздничности. Народные же праздники устремлены к идеальной жизни, где царствует равенство и свобода, а в религиозных - все равны пред Всевышним. Тем не менее, вышесказанное вовсе не означает, что в официальных праздниках невозможно активизировать публику, что эта активизация будет своего рода манипуляцией. Официальные, государственные праздники — это тоже выражение единения, единения гражданского, патриотического. Это единение может возникать не только в демократических обществах, но и при диктаторских режимах. Праздник может быть одновременно и официальным, и подлинно всенародным. К таким праздникам относится, например, День Победы. Искусство сценариста-режиссёра во многом определяется тем, насколько он смог пробудить это ощущение единства, гражданской и человеческой сплочённости на празднике любого рода. Любой праздник — это особые, торжественные моменты конкретной человеческой общности. Люди этой общности — и есть главные его герои. Зрелище — только часть праздника. Иногда потребность людей в зрелище превалирует над другими потребностями — вспомним эпоху зрелищ Древнего Рима, да и современную жизнь справедливо можно охарактеризовать так же, но из этого не следует, что стоит поставить знак равенства между этими близкими, но далеко не тождественными понятиями. Особенно опасно, когда сценарист-режиссёр относится к созданию зрелища как к художественному своеобразному полотну, фокусируя всё первичное внимание на нём, воспринимая его будущих зрителей весьма абстрактно, как всякий художник. Тогда как именно «... зрителю следует занимать центр пространства. И его, зрителя, душевное состояние - поле деятельности художника. Пусть вещь легко заменяется другой вещью, пусть её не будет вовсе. Факт искусства - не в увенчании творческой игры вещью, а в переводе зрителя в новое душевное состояние, более гармоничное и мощное. Не человека «подгонять» под вещи искусства, а наоборот, импровизируя, приноравливать вещи к ходу очищения, высветления человеческой души... наше общее воспоминание о том, как это было здорово, кажется мне более ценным, чем материальный след творчества в виде произведения».[25] Автор приведённой цитаты психолог А.Б. Добрович имел в виду взаимоотношения деятелей искусств со своим зрителем, вовсе не подозревая о том, как точно его слова формулируют суть сценарно-режиссёрского творчества в сфере праздничной культуры.
Контрольные вопросы: 1. Кто является главным героем массовых праздников? 2. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «праздник» и «зрелище»?
|