Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).
Среди психологов, занимающихся изучением памяти, было распространено мнение о том, что только объекты, находящиеся в поле внимания могут запомниться с помощью непроизвольной памяти. Так же важно отметить, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности. Исходя из этого, стало необходимым изучить закономерные связи и зависимости непроизвольного запоминания от деятельности. Что оценить влияние деятельности на запоминание был проведен следующий эксперимент. Было подготовлено 15 карточек с картинками, которые можно разделить на категории (кухонная посуда, детские игрушки, животные, фрукты) – по 3 на каждую категорию. Помимо этого было еще 3 карточки с картинками, которые не относились ни к одной категории. Так же на каждой картинке в правом верхнем углу были цифры. (1, 7, 10, 11, 16, 19, 23, 28, 34, 35, 39, 40, 42, 47, 50). Испытуемыми были как дошкольники, так школьники и взрослые. В первой серии экспериментов дошкольникам предлагалось представить на столе макет дома и отнести карточки к опр.месту в доме (сад, детская…) Карточки, которые оказались лишними, нужно было отложить. Школьникам и взрослым предлагалось разложить карточки по категориям, лишние отложить. Предполагалось, что никто не запомнит числа, написанные на карточках. Во второй серии экспериментов испытуемым был предложен картонный квадрат, на котором по кругу, по возрастающей, были написаны числа с карточек. Последние 3 числа (42, 47, 50) были размещены рядом в столбик. Нужно было наклеить на число карточку, с соответствующим числом. Для лучшей концентрации на числах испытуемым предлагалось так же сложить числа в квадрате и сравнить с суммой тех, которые даны в столбик. Для дошкольников тоже были собственные условия. Вместо числа на каждой карточке была наклеен значок, состоящий из сочетания 3х форм (крестик, кружок, палочка), окрашенных в 5 цветов. Задание оставалось таким же: наклеить в квадрат с такими же значками и наклеить в столбик. После выполнения задания испытуемым предлагалось назвать предметы, изображенные на карточках. Гипотеза подтвердилась: в первом случае, запоминание чисел было минимальным, так как основной задачей была работа с картинками, во втором случае противоположная ситуация: числа запоминались значительно лучше картинок (опять же, потому что работа проделывалась с числами). Но можно предположить, что запоминание происходило только из-за направленного внимания на картинки в первом случае и на числа во втором. Но для опровержения данного предположения был проведен еще один эксперимент. Первая серия: перед испытуемым лежало 15 карточек, затем ему предъявляли еще 15. Каждую новую карточку он должен был положить на уже имеющуюся, сопоставив их по первой букве (Молоток-Мяч, Парта-Паровоз). Получалось 15 пар картинок. Во втором случае необходимо было составить логические пары (арбуз-нож, ключ-замок). Результаты показали, что в первой серии эксперимента испытуемые запомнили гораздо меньше картинок, чем во второй. Хотя, с точки зрения внимания, в обоих случаях его уделялось достаточно каждой картинке. Предположение о влиянии внимания было отвергнуто. Так же, возвращаясь к первому эксперименту, с возрастом падает запоминание фоновых раздражителей (1-цифр, 2-картинок). Дошкольники запоминали их гораздо лучше, чем более взрослые испытуемые. Это связано с тем, что дошкольники больше отвлекали, не могли сконцентрироваться и вследствие этого обращали внимание на как бы несущественные детали. Все эти факты лишь подтверждают, что непроизвольное запоминание является продуктов деятельности, а не результатом непосредственного запечатления воздействующих объектов. Так же были получены факты, характеризующие 2 формы Непроизвольного Запоминания. 1 – НЗ – продукт целенаправленной деятельности. 2- НЗ – продукт ориентировочных реакций.
|