Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения теории построения движений Н.А.Бернштейна






1. Принцип многоуровневого построения движений. В зависимости от информации, содержащейся в сигналах обратной связи, эти сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях, под которыми следует понимать морфологически слои в ЦНС (уровни спинного и продолговатого мозга, подкорковых центров, коры). Таким образом, уровни построения движений представляют собой психофизиологические структуры, осуществляющие построение и коррекцию двигательного акта. Н.А. Бернштейн выделяет следующие пять уровней:

Уровень А (палеокинетический) – самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями, отвечая за тонус мышц.

Уровень В (синергий и штампов) – здесь перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.

Уровень С (пространственного поля) – сюда поступают сигналы от анализаторов (зрительного, слухового и др.), т.е. информация о внешнем пространстве. На уровне С строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов: их форме, длине, весу и т.д.

Уровень D (предметных действий) – это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами и является специфическим для человека. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.

Уровень Е – э то уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движений символической или кодированной речи – жестов глухонемых, азбуки Морзе. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу нес­колько уровней. В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, “фоновых” уровней не осознается.

Разберем принцип многоуровневого построения движений на простом примере: какие уровни работают, когда человек пишет письмо.

Самое низкое место в иерархии уровней занимает уровень А. В его работе принимают участие подкорковые структуры, которые обеспечивают общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы пишущего.

Уровень В также выполняет “черновую работу”, обеспечивая округлость письма и его временной ритмический узор.

Уровень С – лучше всего проявляется в выполнении таких движений, как плавание, ходьба и др., а в акте письма отвечает за правильное держание ручки и движение кончика пера по бумаге.

Уровень D и Е – высшие уровни построения движений. Если для предыдущих уровней буквы выступают как геометрические конфигурации, то на высших уровнях они связаны со смысловыми схемами. Уровень D отвечает за действия с ручкой как с орудием письма, а уровень Е – за смысловую структуру текста.

Каждая задача находит себе тот или иной уровень регуляции движений в зависимости от ее содержания. Только первые шаги осуществляются под непосредственным контролем ведущего уровня. Движения первоклассника, повторяющие слова в прописях, остаются неуверенными и неточными до тех пор, пока ведущий уровень не передаст полномочия “черновым” уровням регуляции движений. И такой процесс перехода с ведущего, осознаваемого уровня организации движений на нижележащие, фоновые уровни, Н.А. Бернштейн называет автоматизацией навыка.

2. Принцип активности. Эксперименты Дж.Уотсона и его сотрудников были поставлены таким образом, что животное было изначально пассивно по отношению к предъявляемым раздражителям. Это подтверждается появлением у подопытных животных “сонного торможения”, которое очень часто отмечается в протоколах исследований данной школы. Такая постановка вопроса исключает из рассмотрения выработку навыка в качестве “активной психомо­торной деятельности”, что составляет саму суть двигательного упражнения.

3. Принцип пофазного формирования навыка. Если для Дж.Уотсона навык есть следствие монотонного пассивного заучивания, то Н.А.Бернштейн рассматривает выработку навыка как цепь сменяющих друг друга фаз разного смысла.

4. Принцип рефлекторного кольца. Бихевиористы не учитывали принцип обратной связи. В условиях постоянно меняющейся ситуации раз и навсегда заученное движение оказывается бесполезным. Если навык может регулироваться только изнутри, то учет изменений в среде становится невозможным. Необходимо активное взаимодействие с окружением, на основе которого происходит прилаживание готовых схем к внешним условиям.

5. Принцип “повторения без повторения”. “Диалектика развития навыка как раз состоит в том, что там, где есть развитие, там, значит, каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т.е. не повторяет его; поэтому упражнение есть в сущности повторение без повторения....Упражнение представляет собой не повторение и не проторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства” [7].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал