Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Запоминание является побочным продуктом переработки информации.
Выделяются 4 уровня переработки информации: поверхностный (сенсорный), структурный, фонематический, глубокий (семантический) и уровень отнесения к себе. Чем глубже переработка, тем прочнее след памяти.
По Крейку и Локхарту, уровень воспроизведения информации определяется целью действия субъекта во время кодирования информации (ср. Зинченко). Другими словами, в том случае, если испытуемому надо грубо оценить стимул (напр., ответить на вопрос: справа или слева на листе напечатать слово) требуется первичный анализ. Если задача включает более сложную обработку (ответить на вопрос: рифмуются ли слова в паре), необходимо провести и первичный анализ, и распознать отдельные признаки (фонетические). Задача, решение которой предполагает анализ значения материала (напр., найти синонимы), включает в себя уже последовательную переработку на многих уровнях: от первичного до семантического анализов. А задача на соотнесение материала с личностью испытуемого (напр., ответ на вопрос: описывает ли данное слово особенности вашего характера) задействует все возможные уровни переработки. Вывод: с усложнением процессов переработки возрастает и эффективность материала запоминания.
Примеры исследований. Роджерс и др. Методика: предлагали испытуемым оценить слова по структурным, фонематическим и семантическим характеристикам; они составили для испытуемых 4 вопроса, каждый их которых содержал 40 прилагательных, вопросы различались по глубине обработке информации или смысловой насыщенности. Из 4 вопросов один относился к структурным, другой – к фонематическим, третий – к семантическим характеристикам, а четвертый относился к самому испытуемому. Пр.:
Уровни Структурный СИНИЙ напечатан большими буквами? Фонематический «Белый» рифмуется со словом «спелый»? Семантический «Смутный» означает то же, что и «расплывчатый»? Отнесение к себе Лысый, характеризует ли это вас? После того как испытуемые проводили оценку слов, их просили в свободном порядке воспроизвести как можно больше слов, из тех, что они оценивали. Результаты: Хуже всего воспроизводились слова, характеризованные по структурному признаку; воспроизведение улучшалось в сторону слов, характеризованных фонематически и семантически. Лучше всего воспроизводились слова, отнесенные к себе.
теория Крейка и Локхарта – теория уровней переработки информации. допущения: 1) В процессе надо выделять разнонаправленные процессы переработки информации. 2) Информация должна делиться на автоматизированные процессы и сознательно контролируемые процессы. a. Не меняется при длительных тренировках, стереотипична, трудно прервать b. След памяти являются продуктом, результатом перцептивно-концептуальной переработки, а его прочность и длительность является функцией глубины или переработки данных. Уровень переработки определяется: Задачей иЦелями 3) Чтобы изучать уровневую природу памяти человека, необходимо сменить экспериментальную парадигму. Основная процедура и вид психологии памяти – исследование произвольной памяти человека. Доказательство: Надо различать повторения. Виды: 1. Механическое 2. Направленное на осмысление, а не на зубрёжку. Как разные виды повторений будут влиять на непроизвольную память. Эксперимент 1й группы исследований: 1) Испытуемому задавался ряд из 21 слова. Слушая этот ряд, испытуемый должен был удерживать в памяти путем слова с буквой. Проверка гипотезы: Эффективность непроизвольного запоминания зависит от уровня переработки информации, которая зависит от типа задачи. 1. Структурная задача – акцент на кодировании. Одно за другим на экране предъявлялись прилагательные, задача нажать кнопку, если слово начинается с заглавной формы 2. Фонемическая задача – дополнительные внутренние операции. Предъявление на экране слов, которое надо было сравнить с ключевым словом. Если рифмуется с ключевым – нажать кнопку. 3. Семантическая – предъявление предложений с пропуском слов. На экране высвечивалось слово. Нажать на кнопку, если слово по смыслу заполняет пропущенное место. 4. Задача самооценки – Предъявление слов, означающие качества личности. Нажать на кнопку при соотношении с собой.
Модель " уровня обработки" (УО), предложенная Крэйком и Локхартом (Craik and Lockhart, 1972) была реакцией на представление о строении памяти в виде " ящиков в голове". Общая идея здесь состоит в том, что входные стимулы подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с поверхностного сенсорного анализа и далее — к более глубокому, более сложному, абстрактному и семантическому анализу. Обрабатывается ли стимул поверхностно или глубоко — это зависит от природы стимула и от времени, отпущенного его обработку. У элемента, обработанного на глубоком уровне, меньше шансов быть забытым, чем у того, что обрабатывался на поверхностном уровне. На самом раннем уровне входные стимулы подвергаются сенсорному и подетальному анализу. На более глубоком уровне элемент может быть опознан посредством механизмов распознавания паттернов и выделения значения; а на еще более глубоком уровне этот элемент может вызывать у субъекта долговременные ассоциации. С углублением обработки увеличивается доля семантического или когнитивного анализа. Такие же уровни обработки существуют и для других сенсорных модальностей; предполагается, что стимулы каждой модальности проходят через одни и те же уровни: сенсорного анализа, распознавания паттерна и семантико-ассоциативную стадию обогащения стимула. Согласно теории " уровней обработки", память является в сущности побочным продуктом обработки информации, и сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки. Глубокий анализ, порождающий богатые ассоциации, приводит к возникновению долгоживущих и прочных следов памяти. Критика: (1)эта модель говорит только о том, что значимые события лучше запоминаются, а это весьма заурядный вывод; (2)она очень расплывчата и вообще не поддается проверке; (З) зациклена на том, что всякое хорошо запомнившееся событие обязательно было " глубоко обработано", причем никакого объективного и независимого показателя не приводится. Крэйк и Тульвинг измеряли время принятия решения и опознания оцененных испытуемыми слов. (В еще одном эксперименте измерялось также воспроизведение.) Из полученных данных (Рис.5.8) следует, что: (1)более глубокая обработка требует больше времени и (2)опознание кодированных слов возрастает прямо пропорционально конечному уровню обработки, т.е. слова, привязанные к смысловым характеристикам, опознаются лучше, чем слова, привязанные только к фонематическим или структурным характеристикам.
|