Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс построения двигательного навыка по Н.А. Бернштейну
Процесс построения двигательного навыка Бернштейн разбивает на два периода: период выработки навыка и период стабилизации. Каждый из периодов делится на несколько фаз. Период выработки навыка. 1. Фаза определения ведущего уровня навыка. Если перед человеком стоит задача нарисовать изображение какой-либо фигуры, то ведущим будет уровень предметных действий (уровень Е), если ему предстоит проплыть 100 метров – уровень синергий и штампов (уровень С) и т.д. В соответствии с содержанием задачи ее выполнение “возлагается” на соответствующий ему уровень. 2. Фаза определения двигательного состава навыка. Двигательный состав – это форма и внешний характер движения. Например, в задаче научиться плавать к двигательному составу относится стиль плавания. Из нескольких стилей (кроль, брасс и др.) необходимо выбрать один, на основе которого можно будет изучать, как будут выглядеть снаружи те движения, из которых слагается навык. 3. Фаза выявления и развертки сенсорных коррекций. Учащийся вырабатывает понимание того, как должны ощущаться изнутри как сами движения, так и управляющие ими коррекции. Т.е. пробуются разные варианты движений, уточняется, какие из них больше соответствуют образцу и что в них нуждается в коррекции. 4. Фаза автоматизации навыка. Как уже упоминалось, автоматизация навыка состоит в переключении ряда компонент осваиваемого движения на фоновые уровни. Период стабилизации навыка. 1. Фаза срабатывания координационных элементов навыка между собой. Отдельные фоновые уровни приводятся в соответствие: например коррекции беглости и меткости при игре на музыкальных инструментах. 2. Фаза стандартизации навыка. Этот процесс идет параллельно процессу срабатывания отдельных уровней. Навык укрепляется по отношению к сбивающим внешним воздействиям, сохраняются наиболее устойчивые, стандартные формы, имеющие достаточно широкие вариации. 3. Фаза стабилизации навыка. Если во второй фазе двигательный акт может быть безошибочно выполнен только тогда, когда он протекает, по выражению Н.А.Бернштейна, “под стеклянным колпаком”, то в этой фазе он окончательно укрепляется по отношению к сбивающим факторам. Таким образом, двигательный навык определяется в теории Н.А. Бернштейна как координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать определенный вид двигательной задачи. Надо заметить, что критика ассоциативной и условнорефлекторной теорий памяти вовсе не означает, что они должны быть отброшены. Ассоциация – реальное явление, которое требует изучения, однако необходимо помнить, что она не охватывает всю систему психического в целом.
|