Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции и личность.






Эмоции человека связаны не только с его потребностями, но и со многими другими его психологическими особенностями, в том числе — с познавательными процессами и некоторыми свойствами личности. Эмоции человека, например, связаны с ощущениями и восприятием. Мы говорим «приятные ощущения», «неприятные ощущения», имея в виду, что многие наши ощущения являются эмоционально окрашенными. Ощущения, которые сопровождаются эмоциональными переживаниями, являются обычно более яркими, чем ощущения, которые не связаны с эмоциями. То же самое можно сказать об образах, порождаемых восприятием. Кроме того, мы обычно воспринимаем наиболее ярко то, на что в данный момент обращено наше внимание. Следовательно, самая тесная связь и зависимость существует также между эмоциями и вниманием. Можно утверждать и более точно: только то, что порождает у человека определенные эмоции, хотя бы интерес (а интерес представляет собой простейшую эмоцию), может оказаться в сфере его внимания. Эмоции управляют вниманием человека, причем, чем сильнее эмоция, тем больше внимания человек обращает на объект, вызывающий эмоциональную реакцию.

Существует несомненная связь эмоций с памятью человека. Наиболее ранние по времени припоминания событий, - связанные с нашим детством, основаны на том, что с ними обычно связаны сильные детские переживания. Почти все образы, порождаемые нашей фантазией, бывают более или менее ярко эмоционально окрашенными. Мышление человека стимулируется умеренно выраженными эмоциями, хотя чрезмерно сильные эмоции, например аффекты и стрессы, могут его расстроить. Речь человека, особенно выразительная, имеет яркую эмоциональную окраску, которая проявляется, например, в громкости и темпе речи, интонации, паузах, тембре речи и ударении.

Эмоции являются частью личности человека, и это верно в отношении почти всех известных нам эмоций: настроения, аффектов, чувств, страстей. Более того, пользуясь только описаниями характерных для человека эмоциональных пе­реживаний по поводу разных событий и вещей, мы вполне можем представить себе этого человека как личность. Если, например, нам говорят о том, что какому-то человеку свойственны высшие чувства и страсти, то мы его будем оценивать как благородную, высокоразвитую личность; если нам сообщают о том, что этому человеку присущи низменные страсти и чувства, то в наших глазах сразу возникает образ совершенно другого человека, о котором мы не можем сказать, что он представляет собой высокоразвитую личность. По проявляемым человеком эмоциям мы можем судить о его характере, и наоборот: зная, каков характер данного человека, мы можем вполне определенно предположить, какие эмоции он чаще всего переживает. Таким образом, существует тесная связь и зависимость между эмоциями и характером человека.


89) Связь эмоций и потребностей человека.

Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. С.Л. Рубинштейн писал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщённые мировоззренческие чувства. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам.

Отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. У животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь положительное и отрицательное значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Ещё менее однозначно это отношение у человека. Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное – как положительное, так и отрицательное – эмоциональное значение. Одно и то же событие может быть и с положительным и с отрицательным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность.

90) Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе.

 

 

X

 

91) Сознание и воля

92) Понятие сознания, функции сознания, структура сознания.

Сознание – это знание, разделенное с другими.

Сознание – непосредственно данное знание в его переживании (Декарт)

Сознание – особый уровень рефлексии (самосознание уж скорее)

Структура сознания:

1. Чувственная ткань

2. Биодинамическая ткань

3. Значение – переживание

4. Личностный смысл

Далее уже имеет смысл рассматривать только по школам. Вспоминаем начало классической психологии сознания. В.Вундт считал, что сознание доступно непосредственно, доступно эмпирическому познанию и, что самое главное, тождественно психике! Элементы сознания – ощущения. Э.Титчинер: структура сознания в метафоре волны.

Функции сознания – это скорее относится к европейскому и американскому функционализму. Джеймс говорил, что сознание – это всего лишь адаптивная функция организма. Последователь Дарвина был убежден в том, что, имея сознание, нам проще адаптироваться в окружающем мире.

В общем плане можно выделить 6 функций:

· Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.

· Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.

· Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.

· Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.

· Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.

· Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.

 

 

93) Развитие сознания и «я» в онтогенезе.

 

В первую очередь разделяем понятие сознания и самосознания (Я). Развитие и появление сознания в антропогенезе принято связывать с изменением орудий труда и переходом от жизнедеятельности (животное) к трудовой деятельности. Все более усложнявшийся характер деятельности привел к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов. (С.Л.Рубинштейн). Психические процессы являются функцией коры.

Говоря об онтогенезе, лучше рассмотреть то, как формируется сознание у ребенка. В первую очередь, для появления сознания необходим социум. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения. Ребенок созревает, воспитываясь и обучаясь.

А вот далее у нас возникает проблема стыка различных теорий! Например, такие товарищи как: Выготский, Эльконин, Пиаже, Эриксон, Фрейд и т.д. говорят, что развитие ребенка идет поэтапно. От низшего к высшему. Нельзя перескочить стадию, нельзя ее не пройти. Но даже у этих ученых противоречий больше, чем рыбы в океане. А есть еще личности, которые говорят о том, что развитие идет однородно. То, чему сейчас ребенка научишь, то он и будет уметь. В процессе взросления, ребенок просто развертывает заложенные в нем умения и навыки.

Самосознание тоже очень спорный продукт. Есть мнение, что оно появилось не так давно. (относительно времени существования человечества). Являясь высшей ступенькой на эволюционном пути, самосознание открывает новые границы регулирования поведения. С другой стороны, если следовать логике У.Джеймса, самосознания помогает нам еще быстрее адаптироваться к окружающей среде. С ним можно поспорить, ведь с появлением категории Я у человека есть постоянное желание изменить окружающий мир до неузнаваемости. Именно самосознание делает нас сознательными эгоистами.

Итак, вывод один: развитие сознания у человека произойдет в любом случае при наличии обязательных условий: здоровый мозг, активный социум с самых ранних этапов взросления.

94) Воля как высший уровень сознательной регуляции жизнедеятельности.

95) Ее значение в жизни человека, в организации его деятельности, познания, общения.

3 и 4 вопросы объединяю, ибо тут тупо на уровне философских размышлений. Воля необходима для реализации сложнейших форм поведения. С точки зрения антропогенеза, воля, вернее произвольное управление, является чуть ли не последним достижением человека. Воля не может существовать без сознания. Соответственно все, что касается альтруизма, творческой деятельности, и другим формам поведения, которые спорны в науке до сих пор, то тут не обойтись без данного конструкта. И роль воли нельзя переоценить. По сути, мы можем себя вести как люди именно за счет воли и произвольности.

96) Анализ основных теорий воли (Н. Ах, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.И. Селиванов и др.).

Иванников описывал волевую регуляцию, но в работах ярко выражена позиция отрицания воли как психической реальности. Иванников говорил, что конструкт ввели для более легкого теоретического манипулирования. В действительности воля описывает лишь набор определенного поведения. Сама по себе не существует.

Ильин разделяет произвольное управление и волевую регуляцию. Считает, что воля – лишь частный случай огромного класса произвольного управления. Ильин: воля – сознательное управление своими действиями и поступками, деятельностью и поведением. Центральное понятие – волевое усилие – сознательное и, большей частью, осознанно совершаемое внутреннее усилие (над собой), являющееся поиском к совершению того или иного акта (интеллектуального, двигательного, перцептивного). Первичный механизм волевой регуляции характеризуется степенью интенсивности, длительности – этими характеристиками определяется выраженность силы воли. Волевая регуляция включает два аспекта:

1. воля как свобода поступков и действий

2. воля как свобода выбора пути достижения цели

Силы воли не существует. Проявление сил воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. Волевые качества – специфические проявления воли, связанные с преодолением трудностей. Проявление волевого качества определяется нейродинамическими особенностями, причем каждому качеству соответствует свой типологический комплекс. Нейродинамические качества – врожденный компонент воли, он уравновешивается моральными комплексами (=нравственными качествами личности), которые формируются в процесс социализации.

Селиванов: воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий. Волевое состояние – класс психических, временных состояний, не являющихся оптимальными внутренними условиями личности, способствующими преодолению

возникших трудностей. Волевое состояние является почвой для формирования волевых свойств. Единица волевой деятельности – сознательное действие. Структура сознательного действия: постановка цели действия → мысленное планирование исполнения → сила исполнения. Иванников: воля – способность и умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, произвольно регулировать свою мотивацию. Воля – способность и умение человека направить свою деятельность в соответствии с

определенными принципами, целями, задачами.

 

97) Разновидности волевых проявлений личности: волевое усилие, уровни волевой активности, волевые качества.

Волевое усилие- Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо осознанное волевое усилие. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.

В строении волевых действий выделяют несколько этапов:

1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели

2. обсуждение и борьба мотивов

3. принятие решения и окончательный выбор цели

4. исполнение и достижение результатов.

Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм.

Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс формирования воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность. Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия.

С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил ее значение: “Воля представляет собой венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью”. Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств исполнение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы и преобразованию себя.

98) Воля как выражение произвольности.

Смотри 5 вопрос. Нельзя определенно сказать, чем отличается воля от произвольного поведения. В целом, это одно и то же, только воля – более частное проявление.

99)Развитие произвольности и воли в онтогенезе.

Опять же, теории разнятся. Такие супер-ученые, как Выготский говорят о том, что воля в онтогенезе развивается посредством значений через инструментарий.

Если же главное в теории – мотивация (Леонтьев, Рубинштейн, Божович и др.), то воля – это скорее как расширение мотивационного поля. В работах школы Узнадзе специфика воли и произвольности усматривается в акте выбора мотива, который определяется как смена установки [21]. В контексте потребностно-мотивационной сферы понимал и исследовал волю К. Левин, который видел специфику волевого поведения в возможности встать над силами поля, преодолеть ситуативные побуждения.

Величайшая заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он доказал, что при объяснении происхождения произвольных действий нужно оказаться от попыток искать его истоки внутри организма ребенка или в его индивидуальной деятельности. Корни решения этой проблемы лежат в отношениях ребенка и взрослого. Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной [16], [17] и др., убедительно показали, что на всех этапах раннего онтогенеза (от рождения до семи лет) общение со взрослым ведет за собой и направляет психическое развитие ребенка.

1. Волевое действие всегда является инициативным: его побуждение должно исходить от самого ребенка. Цель и задача произвольного действия могут задаваться извне, взрослым, и лишь приниматься или не приниматься ребенком.

2. Произвольное действие всегда является опосредствованным, и его формирование требует введения определенных средств, которые впоследствии будут сознательно использоваться самим ребенком. Волевое действие может быть непосредственным, т.е. осуществляться по сильному непосредственному побуждению.

3. Произвольность поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Воля такой тренировке не поддается. Ее формирование происходит в совместной жизнедеятельности со взрослым, направленной на воспитание устойчивых ценностей и нравственных мотивов деятельности. Каждая новая деятельность первоначально разделена между ребенком и взрослым и лишь впоследствии становится его собственным достоянием.

 

XI

100) Индивидуально-психологические характеристики личности: темперамент, характер, способности.

Темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера.

Характер –

Способности - от Аристотеля: способности это все психические функции

 

Теплов:

Способности - психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению; такие психологические особенности, которые являются условиями успешного выполнения деятельности.

 

Рубинштейн:

Способность - сложное синтететическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

 

Шадриков:

Способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меры выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций; способности - мнемические, перцептивные и т.д. (как у Аристотеля).

 

 

Подходы к пониманию способностей

совокупность пси процессов и состояний (от Аристотеля);

высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности;

это не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, а то, что обеспечивает быстроту их приобретения, закрепления и эффективного использования на практике.

 

способность = продуктивность / ощущение трудности

 

101)Темперамент: определение, общая характеристика.

Все по пособию Романова и Гиппенрейтер

Рубинштейн:

Темперамент – о динамическая сторона личности, выражающаяся в импульсивности и темпах психической деятельности.

Темперамент – динамическая характеристика психической деятельности индивида (Рубинштейн)

Показательна сила психических процессов, степень ее напряженности. Существенное выражение темперамента – скорость протекания психических процессов. То, с какой силой и быстротой человек реагирует на на раздражения.

Темперамент человека прежде всего определяется в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое оказывает впечатление на человека. Впечатлительность – всегда индивидуально различная у люлей разного темперамента аффективная чувствительность. Она связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатление.

 

 

Проблема изучения темперамента - его природа.

 

102)История развития взглядов на сущность темперамента (Гален, Гиппократ, И. Кант, Э. Кречмер, И.П. Павлов, У. Шелдон).

 

Гиппократ: Впервые о темпераментах сказал Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных " соков" жизни, входящих в его состав:

крови,

флегмы,

желтой желчи и

черной желчи

Гален: (II в. до н.э.) продолжил. Он разработал первую типологию темпераментов (трактат " De temperamentum") Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью

Кант: дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия. (С современной точки зрения первые можно связать с такой характеристикой темперамента, как эмоциональность, а вторые — с активностью.)

Кречмер: (1888 - 1964) - психиатр, ученик Крепелина

«Строение тела и характер» - первый учебник по медицинской психологии

«Гениальные люди»

Теория связи особенностей динамики поведения и телосложения - исходя из клиического опыта. То есть от болезни к норме.

Типы телосложения:

астенический (лептосоматический) - худой, высокий

пикнический - толстый, полный, тучный, малый и средний рост, круглая голова

атлетический - широкие плечи, узкие бедра, пропорциональный

диспластический - непропорциональный, бесформенное неправильное строение тела, деформация телосложения, ненормальный рост (карлик или великан)

 

Конституциональный тип - тип поведения человека, его темперамента и характера, имеющего определнный тип телосложения:

По Кречмеру

циклоид - маниакально-депрессивный психоз, пикническое телосложение - преимущественно сангвиник, экстраверт

циклотимик - здоровый человек, пикническое телосложение - преимущественно сангвиник, экстраверт

шизоид - психически больной шизофренией, лептосоматик - преимущественно холерик

шизотимик - здоровый человек, лептосоматик - преимущественно холерик, интроверт

эпилептоид - больной эпилепсией, атлет - преимущественно флегматик

иксотимик - здоровый человек, атлет

Павлов: решающее значение в формировании темперамента имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры. Основа классификации типов нервной системы: сила, уравновешенность и лабильность коры.

Силу процесса возбуждения определяли по скорости образования первого положительного условного рефлекса, по влиянию на условные рефлексы различных доз кофеина, сверхсильного раздражителя и суточного голодания.

Силу процесса торможения определяли по скорости выработки дифференцировки, по влиянию на условные рефлексы удлинения времени действия дифференцировочного раздражителя и по влиянию бромистого натрия.

Подвижность нервных процессов определяли по влиянию на условные рефлексы нарушения стереотипа (замена его одним раздражителем или изменение порядка следования раздражителей), по результатам «сшибки», или «переделки».

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения определяли по соотношению силы возбуждения и торможения

 

4 типа:

1) сильный уравновешенный и подвижный – живой тип (тождественен сангвинику)

2) сильный уравновешенный и инертный – спокойной, медленный тип (тождественен меланхолику)

3) сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип (тождественен холерику)

4) слабый тип (тождественен флегматику)

Шелдон:

В телосложении У.Г.Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компоненты темперамента - висцеро - сомато - и церебротония.

 

Эндоморф (пищеварительный тип, висцеротоники) - слабое телосложение с избытком жировой ткани. Характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами. Психологические черты - любовь к комфорту, пристрастие к еде, любовь к дружеским пирушкам, приветливость к людям, ориентация на общественное мнение, терпимость, хороший сон. Аналог Пикника по Кречмеру.

 

Мезоморф (мышечный тип, соматотоники) – с широкими плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой. Это люди склонные к физической деятельности, энергичные, склонные к риску, отличающиеся смелостью, шумным поведением и пониженной сенситивностью. Аналог Атлетика по Кречмеру.

 

Эктоморф (мозговой тип, церебротоники) – с вытянутым лицом, с высоким лбом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой и животом, отсутствием подкожного жира. Для таких лиц характерна склонность к уединению, к рассуждениям, социофобия, тихий голос и нестандартное поведение. Многие из этих черт отражают сверхчувствительный характер данного темперамента (физиологическую сверхреактивность, сверхвнимательность, тревожность, сопротивление привычкам и непредсказуемость установки), в то время как другие связаны с торможением и стремлением отгородиться от людей такими способами, как сдержанность в движениях, скрытность, социофобия, подавление способности к общению. Аналог Астеника по Кречмеру.

 

 

Шелдон и Кречмер

Теория характера Э.Кречмера и типы темпераментов по У.Г.Шелдону очень похожи. Эндоморф - аналог Пикника, Мезоморф - аналог Атлетика, Эктоморф - аналог Астеника. Смотри Теория характера Кречмера

103) Темперамент и основные свойства нервной системы.

Для темперамента существенное значение имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры и ее готовность к действию.

104) Основные концепции темперамента (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Я. Стреляу, Б.М. Теплов и др.).

Мерлин

Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать.

Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

 

В структуре темперамента различаются:

· экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;

· психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

· реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;

· импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;

· эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;

· эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;

· активность как целенаправленная деятельность;

· ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал