Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
культурно опосредствованной.⇐ ПредыдущаяСтр 60 из 60
В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров». Осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» - превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными. Вопрос 132: Системогенетический подход к исследованию деятельности В.Д. Шадрикова: Ю.П. Зинченко констатирует, что стратегии и принципы системогенетического подхода к исследованию индивидуальности человека, его внутреннего мира, разработанные В.Д. Шадриковым, «возвращают деятельностный подход в отечественную психологическую науку, выводят системный подход из состояния кризиса, наполняют компетентностный подход инновационным содержанием». Системогенетическое направление разрабатывается в трудах В.Д. Шадрикова с 1976 г. по настоящее время. В 1976 г. В.Д. Шадриков защищает в Ленинградском государственном университете им. А. А. Жданова докторскую диссертацию на тему «Системный подход в психологии производственного обучения», в которой он формулирует основные положения теории системогенеза деятельности и психологической теории способностей человека. Отличительная черта научных разработок В.Д. Шадрикова - раскрытие методологических возможностей системного подхода в познании и понимании психического, объективных законов психики, мира внутренней жизни человека, его интеллектуальной деятельности. Можно сказать, что методологической основой созданной и руководимой им ведущей научной психологической школы в современной России является именно деятельностный подхода в системогенетической парадигме к исследованию психического. Не отдельно взятый сам по себе абстрактный деятельностный подход в психологии и его различные частные трактовки и интерпретации, и не отдельно взятый сам по себе абстрактный системный подход в психологии, а именно детальная разработка В.Д.Шадриковым системной методологии в исследовании психологических закономерностей формирования деятельности человека, которая соединила в себе системный и генетический аспекты, позволяет говорить о принципиально новом системогенетическом направлении в психологической науке. Понимание деятельности как человеческой формы активности, выражающейся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности проходит красной нитью через все исследования В.Д.Шадрикова. В психологическом анализе деятельности он впервые разводят понятия «структура деятельности», «психологическая структура деятельности», «психологическая система деятельности», а также понятия интеркорреляционной и интракорреляционной структуры деятельности. Осуществляется как бы «точечное зондирование» смысла понятий «система» и «структура» в психологическом анализе деятельности. Система определяется как структура, рассматриваемая в отношении определенной функции, в характеристике признаков системы, отмечается, что один и тот же результат может быть достигнут разными системами, а в одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные системы в зависимости от целевого назначения. По мнению ученого, система всегда носит функциональный характер, поэтому понятия «система» и «функциональная система» выступают как синонимы. Понятие «психологическая система деятельности»- центральное понятие теории системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова - приобретает статус методологического понятия. Системное представление о деятельности, ее сущность как многоуровневого образования раскрывается в теории системогенеза деятельности через многоуровневый анализ: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, структурно-функциональный, информационный, психофизиологический, индивидуально-психологический. Только сочетание всех выделенных уровней описания деятельности, подчеркивает В.Д. Шадриков, дает системное представление о ней. Деятельность необходимо рассматривать как многоуровневое полиструктурное образование. Теория системогенеза деятельности включает: определение понятия системы как предмета психологического исследования, описание свойств системы; понятийный аппарат; определение общей архитектуры психологической системы деятельности, анализ ее подсистем и компонентов; описание психологических механизмов системогенеза деятельности (научения) и формирования индивидуального способа деятельности; определение уровней, алгоритмов и методов психологического анализа деятельности.
Вопрос 133: Системный подход к изучению психики и деятельности в работах Б.Ф.Ломова: Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б.Ф. Ломов. По мнению Б.Ф.Ломова, говорить об особой психической деятельности вряд ли стоит: " задача психологии - разобраться в той специфической структуре психических процессов, которая характеризует некоторую определенную деятельность, а не сводить одно к другому ". С точки зрения Б.Ф. Ломова, системный анализ предполагает: 1) многомерность образования, 2) его многоуровневость и иерархичность, 3) многомерную классификацию его свойств, 4) признание его полидетерминированности и 5) изучение взятого образования в его развитии. Ломов отмечал следующее: 1) категория деятельности широко используется в науке и практике потому, что она обладает большой объяснительной силой; но ее использование без по- нимания ее психологической сути ничего кроме «путаницы и схоластики дать не может»; 2) являясь по своему происхождению общественно-исторической, общефило- софской и междисциплинарной категорией, и в силу этого, многозначной, она позволяет в разных науках (общественных, естественных, технических, эконо- мических, философских, педагогических, социологических, др.) многое объяс- нять в поведении человека и разных видах его активности в разных аспектах; 3) последствия для психологии междисциплинарного характера деятельности- подмена психологических аспектов анализа деятельности философскими, соци- ологическими, экономическими и т.д.; 4) у психологов нет оснований претендовать на монополию в отношении этой категории; 5) психология не может развиваться на основе одной-единственной категории, а именно категории деятельности; психология должна развиваться на основе системы категорий [ 10 ]. В связи с этими обстоятельствами Б.Ф.Ломов подчеркивает важность разработки понятийного аппарата психологической теории деятельности. Согласно Б.Ф. Ломову, ядро системного подхода образуют рад ключевых положений (принципов). -Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. -Психические явления многомерны. -Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение. Иерархия уровней выражает строй оснований “измерений” психики. -Человек обладает системой разнопорядковых свойств. -Психические явления системно детерминированы. -Психические явления – явления динамические, развивающиеся.
Согласно Ломову, “точкой приложения” системного подхода является не только психика (онтологический аспект), но и сам процесс психологического познания (гносеологический аспект). С этой позиции категориальный аппарат науки рассматривается как совокупность взаимозависимых категорий, раскрывающих предмет психологии в его существенных связях и отношениях. Любая отдельная категория фиксирует лишь один из аспектов исследуемой реальности, один из возможных “срезов” объекта и имеет ограниченную сферу действия. Система же базовых категорий (сюда включаются категории отражения, деятельности, личности, общения, а также понятия “биологическое” и “социальное”) позволяет реконструировать “объемное” целое, раскрыть психические явления в тех связях и отношениях, в которых они реально существуют в действительности. Системный взгляд на организацию знания захватывает и методологические принципы психологии, и законы психологии. Ломов нередко упоминал еще один – этический – аспект системного подхода. Этот подход предполагает и определенную научную этику: свободу выбора предметной области и методов исследования, плюрализм мнений, понимание и уважение того, что сделано, делается и будет сделано другими.
[1] Челпанов Г.И. О памяти и мнемонике. СПб., 1900
[2] Челпанов Г.И. О памяти и мнемонике. СПб., 1900
[3] Челпанов Г.И. О памяти и мнемонике. СПб., 1900
|