Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фирма в условиях чистой монополии






Характеристика чистой монополии. Кривая спроса на продукт монопольной фирмы. Цена и предельный доход фирмы-монополии. Формула предельного дохода фирмы-монополии. Зависимость предельного дохода монополиста от ценовой эластичности спроса (формула предельного дохода с учетом ценовой эластичности спроса). Определение оптимального объема выпуска. Монопольная цена и предельные издержки. Формула цены монополиста. Ценовая эластичность спроса и сила монопольной власти в отношении цены. Коэффициент Лернера. Показатели степени монополизации рынков. Индекс Херфиндаля.

 

Рынки, на которых однородная либо дифференцированная продукция предлагается одним единственным продавцом множеству покупателей называется монополией. В этом случае фирма и отрасли совпадают. Весь рыночный спрос на таких рынках удовлетворяется одной фирмой. При этом у покупателей нет близких заменителей продукции, предлагаемой монополией.

Средний и предельный доход для монополии не совпадают. Значение предельного дохода оказывается меньше цены и среднего дохода, т.к. по новой цене продаются не только текущие, но и предыдущие единицы. при убывающей кривой спроса монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. Изменение его общего дохода (другими словами, его предельный доход) при увеличении продаж с Q=n до Q=n+1 будет равен новой, сниженной цене минус потери в доходе от продажи всех дополнительных n единиц товара.

MR=MC – цена оптимизирующая объем выпуска чистой монополии. Для максимизации выгоды монополия также производит и предлагает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Для монополии индивидуальный спрос совпадает с отраслевым. Кривая спроса монополии имеет отрицательный наклон. Это означает, что для увеличения объема продаж фирме монополии необходимо снижать цену. В связи с этим при увеличении объема продаж уменьшается средний и предельный доходы монополии. Средний доход равен цене, по которой она продает продукцию, а предельный доход при всех объемах продаж, кроме равному единице меньше рыночной цены. При этом при увеличении объема продаж увеличивается разность между монопольной ценой и величиной предельного дохода. Это обусловлено особенностью формирования предельного дохода монополии. Кривая предельного дохода монополии располагается ниже кривой спроса и при увеличении объема продаж удаляется от нее. Предельный доход у монополии значение предельного дохода будет зависеть от степени эластичности спроса. Ценовая эластичность спроса на разных участках кривой спроса с отрицательным наклоном различна. При эластичном спросе предельный доход монополии будет положительной величиной. При неэластичном спросе предельный доход монополии будет отрицательным. При единичной эластичности предельный доход монополии равен 0.

 

 

Величина обратная степени (переменной) эластичности рыночного спроса, называется коэффициентом Лернера. Он измеряет силу власти монополий на рынке: чем выше его значение, тем больше власть. Значение коэф Лернера изменяется в пределах от 0 до 1.

Индекс Херфиндаля используется для оценки степени монополизации отрасли. Коэффициент Херфиндаля показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. В принципе, классификация по уровню конкуренции может быть любой. Однако, основываясь на нашем примере, выведем три основные группы:

I группа – рынки с высоким уровнем монополизации (концентрации) (монополистические рынки) 1 800 < HHI < 10 000
II группа – рынки с сильным уровнем монополизации (концентрации) (олигополистические рынки) 1 000 < HHI < 1 800
III тип – рынки с низким уровнем монополизации (концентрации) (конкурентные рынки) HHI < 1 000

 

ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ (Herfindahl index) — показатель степени концентрации продавцов на рынке, рассчитываемый исходя из общего числа фирм на рынке и распределения их относитель­ных размеров (доли от общеотраслевого выпуска). Индекс Херфиндаля (Н) рассчитывается как сумма возведён­ных в квадрат долей фирм от общего объёма рынка.

Другим показателем, характеризующим монопольную власть и отражающим число фирм на рынке, является коэффициент концентрации рынка (CR).

Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Данный показатель отражает степень концентрации рынка, но не отражает модель рынка и степень доминирования одного хозяйствующего субъектов или некоторых

 

Еще одним показателем, применяющимся для определения структуры рынка и степени доминирования на рынке немногочисленных фирм, является индекс Линда (L).

Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара.

 

9. Последствия монополизации товарных рынков

 

Последствия монополизации товарных рынков: повышение цены и сокращение объема продаж, перераспределение общей выгоды от обмена и чистые потери благосостояния. Избыточное монопольное бремя. Необходимость и методы государственного регулирования монопольных рынков. Естественная монополия и условия ее возникновения. Особенность спроса на продукцию естественных монополий. Проблема общественного регулирования цен в сфере естественных монополий. Регулирование естественных монополий в современной России.

Социально-экономические последствия монополии:

1.Цена в условиях монополии выше, чем при рынке чистой конкуренции. Объем удовлетворения спроса меньше.

2. излишек покупателя меньше в монополии, чем на рынке чистой конкуренции. Изъятие потребительского излишка.

3.Неэффективное использование ресурсов. Загрузка мощностей меньше, чем на рынке чистой конкуренции. Рабочая сила тоже используется не полностью эффективно.

4. Торможение, незаинтересованность в научно-техническом прогрессе.

5. Стремление монополистов повысить цену – одна из причин роста инфляции. Монополии разоряют других участников рынка.

6. Абсолютна ценовая дискриминация. Разные категории покупателей вынуждены покупать товар по разным ценам. (в основном для услуг)

Главная причина появления естественной монополии: эффект отдачи от масштабов производства. Из-за этого экономически невыгодно существование хотя бы одной дополнительной фирмы. При их появлении объем производства каждой снижается, а средние совокупные издержки повышаются.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал