Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Касается товаров первой необходимости.
Особенность спроса: имеет регулярные пиковые колебания. Из-за этого избыточные мощности (по отношению к средним значениям). Поэтому их надо окупать через цену. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (из называют " защищенными" от конкуренции).
В российском законодательстве ключевыми признаками естественной монополии как состояния товарного рынка являются: • наличие технологических особенностей производства товара, выражающихся в снижении издержек при увеличении объемов производства и делающих эффективным удовлетворение спроса на соответствующий товар в условиях отсутствия конкуренции; • отсутствие товаров, способных послужить заменителем для товаров, производимых субъектами естественной монополии, результатом чего является низкая степень влияния цены на спрос. Естественная монополия как объект государственного регулирования - это сфера экономической деятельности, где конкуренция: • или экономически неэффективна, • или невозможна в силу специфики технологического процесса производства товаров (услуг), • или противоречит интересам общества (государства). При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях» предусмотрено три метода регулирования: 1. Ценовое регулирование. 2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. 3. Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы. Основными задачами этих органов являются: 1) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; 2)предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 3)государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
|