Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для повседневных сделок, т.е. для использования денег в качестве средств платежа - транзакционный спрос
Также находится в обратной зависимости от альтернативных издержек держания налички на руках, т.е. от ставки %. В краткосрочном периоде p и v = const, влияние r –слабое, так что главный фактор - объем выпуска. 2)спекулятивный мотив – хранение налички на руках из-за ожидания выгодных вложений, т.е. использование денег в качестве хранения ценности. Поэтому спрос в обратной зависимости от ожидаемых изменений %. Реакцию ден. спроса на изменение % выражает показатель – предельной склонности к ликвидности MPM. Он показывает величину изменения спекулятивного спроса на деньг от изменения ставки % на единицу.
3)мотив предосторожности – на непредвиденные расходы. Под предложением денег понимают денежную массу в обращении т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Ден. масса – совокупность наличных и безналичных денег в обороте. Ден база = М0+ден. средства в кассах банков + обязательные резервы КБ в ЦБ Агрегаты: М0 = наличка в обращении + остатки в кассах предприятий М1=М0+средства на р/с юр. лиц + средства страховых компаний + депозиты до востребования М2 = М1+ срочные и сберегательные вклады в КБ М3 = М2 + долгосрочные вклады в КБ
В большинстве стран правительство контролирует предложение денег. Недостача денег в обращении ведет к сокращению реального объема производства. Переполнение каналов – высокая инфляция. Денежное обращение организуется через 2х уровневую банковскую систему. Воздействие ЦБ: - изменение нормы обязательных резервов - изменение ключевой ставки (рефинансирование до этого) -операции на открытом рынке Основа денежной массы: - наличка С (cash) -обязательные резервы КБ в ЦБ – OR (obligatory reserve) Они составляют денежную базу – BM (base money) Средства внесенные в КБ населением – депозиты – D (deposit)
Норма обязательных банковских резервов ROR (rate obligatory reverse) – отношение суммы обязательных резервов к сумме депозитов. От нормы зависит величина обязательных резервов – прямая зависимости и от суммы выданных кредитов (обратная) При предоставлении кредитов количество платежных средств увеличивается. При возвращении кредитов – сокращается. При этом работает эффект мультипликации с затухающим эффектом. Общий объем предложения денег зависит от: -величины денежной базы -нормы обязательных резервов -нормы наличности
Норма наличности – RC (rate currency) показывает соотношение форм, в которых население предпочитает хранить свои средства – в форме наличики или в депозитах в КБ.
Предложение денег равно ∑ налички и депозитов M = C+D = D*RC+D = D (1+RC) Денежный мультипликатор (М) показывает кратность величины денежной массы от расширения денежной базы на единицу. Ден. масса – совокупность наличных и безналичных денег в обороте. Ден база = М0+ден. средства в кассах банков + обязательные резервы КБ в ЦБ
Избыточные резервы коммерческого банка представляют собой разность между его фактическими и обязательными резервами(превышение фактических резервов над обязательными резервами), в пределах которой коммерческий банк может предоставлять ссуды. 17. Модель макроэкономического равновесия AD-AS (Совокупный спрос и совокупное предложение) Совокупный спрос: понятие и структура. Эффекты от изменения общего уровня цен: эффект процентной ставки (эффект Кейнса), эффект реальных кассовых остатков (эффект Пигу), эффект импортных закупок (эффект Манделла-Флеминга ). Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Причины особой формы кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Равновесный уровень цен и равновесный объем национального выпуска (предложения) в модели AD-AS. Особенности установления равновесия на разных участках кривой совокупного предложения. Реакция параметров равновесия на изменения в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения под воздействием неценовых факторов. «Эффект храповика». Совокупный спрос – это количество Товаров и Услуг, которое готовы приобретать все субъекты экономики при определенном уровне цен. В структуре совокупного спроса можно выделить: 1) спрос на потребительские товары и услуги; 2) спрос на инвестиционные товары; 3) спрос на товары и услуги со стороны государства; 4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев. Совокупный спрос (AD) НЕэластичен т.к. отсутствуют эффекты: 1) замещения – изменение общего уровня цен значит изменение цен всех товаров. So замена товаров на более дешевые субституты невозможна. 2) слабее эффект дохода т.к. изменение уровня цен сопровождается и адекватным изменением доходов. Обратная зависимость AD от изменения уровня цен объясняется: 1. эффектом % ставки: при ↑ цен потребляется больше денег→ повышается спрос на заемные средства → это вызывает рост % → это сократит часть расходов, осуществляемых за счет кредита → уменьшается агрегированный спрос 2. эффект реального богатства (реальных кассовых остатков): повышение цен понижает ценность активов с фиксированными доходами и сбережений и понижает их покупательную способность → люди сокращают текущее потребление и увеличивают сбережения для осуществления запланированных покупок в будущем. So AD сокращается 3. эффект импортных закупок: если цены на отечественные товары вырастут, а на импортные останутся прежними → спрос переключится на импорт. Спрос за рубежом на отечественные товары тоже сократится. Неценовые факторы спроса: 1) изменение благополучия населения (за счет изменения ценности фин. активов и собственности) 2) ожидания покупателей будущих изменений доходов и цен 3) величина и сроки погашения долгов. (когда они наступают, расходы на покупки текущих периодов сокращаются) 4) изменение налоговых ставок (обратная зависимость к доходу, а значит и к AD) 5) ожидаемая норма отдачи инвестиционных проектов (прямая завис) 6) наличие или отсутствие возможностей реализации новых технологий (при новых технологиях больше инвестиции) 7) наличие и величина неиспользуемых производственных мощностей (чем их больше, тем меньше инвестиции) Совокупное предложение – это объем реального ВНП за определенный период времени при каждом уровне цен. (AS)
|