Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия.






 

Для оценки экономической эффективности торговли используют оба вида показателей: и результат, и эффект. При определении эффективности деятельности торгового предприятия необходимо соблюдать следующие принципы:

● количественная оценка эффективности должна производиться на основе сопоставления результатов (эффекта) с затратами или примененными ресурсами;

● оценка должна производиться по единому общехозяйственному критерию;

● оценка должна осуществляться посредством системы показателей, отражающей все виды деятельности;

● необходима взаимная увязка системы показателей на всех уровнях управления;

● расчет показателей должен производиться на основе единых форм учета и отчетности, действующих в государстве.

Основными показателями народнохозяйственной эффективности является объем и скорость реализации товаров, величина созданно­го в торговле национального дохода и размер снижения издержек обращения и потребления в расчете на 1 грн. оборота.

Показатели отраслевой эффективности торговли - это сумма торговой прибыли, рентабельность товарооборота, основные и оборотные фонды, коэффициент эффективности капитальных вложений и другие, рассчитанные по отрасли в целом.

Показатели внутриотраслевой эффективности связаны с сопоставлением результатов деятельности и затрат в разрезе отдельных подотраслей и звеньев торговли - рентабельность розничного или оптового товарооборота, фондоемкость оборота подотраслей и др.

Показатели эффективности торговых предприятий характеризуют результаты отдельных сторон их деятельности или работы предприятия в целом - прибыль на 1 м2 всей или торговой площа­ди, коэффициент эффективности использования оборудования во времени.

Таким образом становится понятно, что для количественной оценки эффективности необходимо использования разных показателей, которые составляют соответствующую систему.

Основным принципом формирования системы показателей эффективности и выражение ее сути на всех уровнях управления экономикой является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с использованными ресурсами. Соотношение показателей может рассчитываться разными способами. При определении показателя эффективности важно стремиться к наивысшим результатам при наименьших затратах и ресурсах..

Использование системы показателей экономической эффектив­ности в отрасли и отдельных предприятиях предусматривает:

1. Ориентацию предприятия или отрасли на интенсивный путь развития и достижения более высокого уровня эффективности в динамике.

2. Изучение резервов последующего совершенствования хозяйственной деятель­ности предприятия на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования технологии и улучшения организации производства.

3. Создание действенного механизма повышения эффективности хозяйствования.

Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйствен­ной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планово­го горизонта, назначением анализа и другими параметрами.

Система экономических показателей торговых предприятий опи­рается на дедуктивный метод, который предполагает построение син­тетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкрети­зирующих состояние той или иной стороны деятельности.

Комплексный анализ проводится поэтапно на основе предваритель­но разработанной программы.

На I этапе уточняются объекты исследования, цель и задачи анали­за, составляется план работы.

На II этапе разрабатывается система синтетических и аналитиче­ских показателей, с помощью которых в дальнейшем будет дана ха­рактеристика исследуемого предприятия.

На III этапе определяются источники информации, осуществляется их сбор и проверка на точность, в случае необходимости показатели приводятся в сопоставимый вид и т. п.

На IV этапе осуществляется анализ показателей на основе исполь­зования той или иной выбранной методики. На этом этапе прово­дится сравнение фактических результатов деятельности с показате­лями плана, фактическими данными прошлых периодов, выполняет­ся факторный анализ - выделяются факторы и определяется их влияние на результат, выявляются неиспользованные резервы по­вышения эффективности деятельности предприятия.

При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода, которым соответствуют две группы методов комплексной оценки эффективности хо­зяйственной деятельности торгового предприятия.

1, Без расчета единого интегрального показателя, но при условии, что результаты хозяйственной деятельности анализируемого пред­приятия можно представить в виде системы показателей. Эти методы в экономической литературе относят к эвристическим. Применение эвристических методов основано, прежде всего, на профессиональном опыте аналитиков. В качестве примеров можно привести сравнение показателей в динамике (горизон­тальный анализ), структурные сравнения (вертикальный ана­лиз), группировка показателей по различным признакам и др. Суть этих методов заключается в основном в сравнении (по типу «лучше» или «хуже» осуществляло свою деятельность торговое предприятие) показателей отчетного периода с показателями предыдущих периодов или с расчетными (плановыми) показате­лями. Но при этом общая количественная оценка деятельности не достигается.

2. С расчетом единого интегрального показателя, когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним сводным комплексным показателем.

Методы расчета единого интегрального показателя эффективности хозяйственной деятельности весьма разнообразны:

• метод сумм, когда, например, суммируются темпы роста или прироста отобранных показателей;

• средняя арифметическая взвешенная; например, исходя из тех же темпов роста или прироста, но с учетом заданного веса каж­дого показателя по какому-либо принципу;

• метод суммы мест, когда суммируются места, достигнутые пред­приятием по различным показателям; при этом наименьшая сум­ма мест означает первое место в рейтинге предприятий. Этот ме­тод эффективен при сравнении деятельности предприятий, вхо­дящих в торговые сети;

• метод балльной оценки, когда каждому показателю придается весовой балл и в баллах же оцениваются приращения показате­лей по определенной шкале;

• метод прироста показателя, составляющего экономический по­тенциал предприятия на 1 % прироста товарооборота или при­были; метод определения доли влияния интенсивных факторов на при­ращение объема товарооборота, принятое за 100 %;

• метод суммы относительных экономии по различным видам ре­сурсов предприятия;

• метод «расстояний» для рейтинговой оценки объектов анализа.

На практике при проведении комплексного анализа чаще всего ис­пользуются оба подхода одновременно.

На V этапе происходит оценка полученных результатов, на основе которой вырабатываются управленческие решения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия.

Комплексное изучение деятельности торгового предприятия преду­сматривает систематизацию показателей, то есть их органическую увязку между собой в единой системе.

Формирование системы показателей охватывает все их виды: коли­чественные и качественные, абсолютные и относительные, прямые и обратные, обобщающие и частные, плановые и отчетные, аналити­ческие, интенсивные и экстенсивные и т. п.

Систему показателей, используемых при проведении комплексного анализа (рис.1), целесообразно построить по схеме:

Если цель анализа заключается в определении обобщающего показателя экономической эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия, то в совокупность первичных данных следует включить все основные показатели, которые характеризуют ресурсы предприятия, его затраты и конечные результаты. Показатели необходимо построить по схеме:

Ресурсы > Расходы > Результаты

Если темпы роста показателей будут расти в такой же последовательности, то это будет свидетельствовать о повышении эффективности хозяйственной деятельности.

Использование системного подхода при анализе деятельности тор­гового предприятия может быть представлено следующим образом.

Показатели, характеризующие ресурсы предприятия и эффектив­ность их использования, можно разделить на три подгруппы.

I подгруппа - показатели, характеризующие финансовые ресурсы предприятия:

• основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования);

• оборотные средства в целом (общая сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и т. п.);

• капитал (структура, показатели эффективности использования).

Кроме того, целесообразно в эту подгруппу включить показатели финансового состояния предприятия - устойчивость, ликвидность, платежеспособность.

II подгруппа - показатели, характеризующие трудовые ресурсы предприятия:

• численность работников (общая численность, структура, показа­тели движения рабочей силы, производительность труда и т. п.);

• расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя за­работная плата, эффективность использования расходов на оп­лату труда и т. п.).

III подгруппа - показатели, характеризующие материальные ре­сурсы предприятия:

• основные фонды (состав, структура);

• товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, обо­рачиваемость и т. п.).

Показатели, характеризующие затраты предприятия и эффектив­ность их использования, включают две подгруппы.

.

 

 


Рисунок 9.1 Схема анализа основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия на основе системного анализа

 

I подгруппа - показатели по издержкам обращения:

• издержки обращения (сумма, уровень, темп изменения уровня, структура, сумма абсолютной (относительной) экономии (перерас­хода), влияние различных факторов, в частности объема розничного товарооборота, цен, тарифов и т. д., затратоотдача и другие пока­затели эффективности использования издержек обращения).

II подгруппа - показатели по затратам, не учтенным в основных из­держках обращения:

• затраты на приобретение товаров;

• прочие расходы (сумма, направления расходования, в том числе налоги).

Показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятель­ности предприятия, подразделяются на три подгруппы.

I подгруппа - показатели объема и структуры товарооборота:

• товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномер­ность выполнения и т. п.);

• структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т. п.).

II подгруппа - показатели доходов:

• валовой доход (сумма, уровень, факторы);

• прочие доходы (сумма, структура).

III подгруппа - показатели прибыли и рентабельности:

• прибыль (сумма, факторы, ее определяющие);

• рентабельность (система показателей рентабельности).

 

В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия могут выступать комплекс­ные показатели оценки эффективности торговой деятельности (этот показатель еще называют показателем эффективности использова­ния экономического потенциала предприятия), оценки финансово-хозяйственной деятельности, оценки трудовой деятельности и др., а также различные интегральные показатели - эффективности хо­зяйствования торгового предприятия, темпа экономического разви­тия и т. д.

В качестве основы для обобщающего показателя оценки эффектив­ности финансово-хозяйственной деятельности может быть исполь­зован показатель экономического потенциала.

Под экономическим потенциалом торгового предприятия понима­ется совокупность ресурсов — трудовых, материальных, финансо­вых, природных и др., имеющихся в его распоряжении, а также способности его работников и управленческого персонала использовать эти ресурсы в соответствии с основной целью деятельности пред­приятия и получением максимально возможного в конкретных эко­номических условиях дохода. Экономический потенциал предприятия определяется:

• реальными возможностями торгового предприятия, как реализован­ными, так и нереализованными. Нереализованные по каким-либо причинам возможности выявляются в результате проведения всестороннего анализа;

• объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовле­ченных в основную деятельность;

• способностью управленческого персонала использовать возмож­ности и ресурсы для достижения как текущих, так и перспектив­ных целей предприятия.

Экономический потенциал торгового предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов, что проявляется через:

• численность работников предприятия и их профессиональные способности;

• основные производственные и непроизводственные фонды;

• оборотные фонды;

• материальные запасы;

• финансовые ресурсы.

Как правило, все показатели необходимо рассматривать в динамике за ряд лет (2-3 года).

Устойчивые темпы роста эффективности хозяйственной деятельности предприятия будут обеспечены тогда, когда первичные данные будут расти в такой последовательности:

Zп > Zт > Zио > Zs > Zч

где Zп - темп роста прибыли, %;
  - темп роста товарооборота, %;
  Zио - темп роста издержек обращения, %;
  Zs - темп роста торговой площади. %;
  - темп роста середнеучетной численности, %.

 

Примером использования системы показателей при проведении комплексного экономического анализа может быть методика оцен­ки деловой активности торгового предприятия.

На практике целесообразно сочетать использование системы пока­зателей оценки эффективности деятельности с расчетом обобщаю­щих показателей.

В качестве обобщающей оценки могут быть использованы следую­щие комплексные показатели.

Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности (Иэхд) торгового предприятия:

Иэхд = (1.7)

Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности анализируется в динамике, при этом определяются темпы его изменения, и по полученным результатам делается вывод о повышении или снижении эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия:

Z I эхд = 100 (1.8)

где ZIэхд – темп изменения интегрального показателя экономической эффективности хозяйственной деятельности, %.

Показатель темпа интенсивности развития торгового предприятия определяется по формуле:

Zинт = 100 (1.9)

где Zинт – темп интенсивности развития предприятия %,

Zпт– темп изменения производительности труда работников %;

ZОА – темп изменения коэффициента оборачиваемости оборотных активов предприятия, %;

Zфо – темп изменения фондоотдачи, %;

Zфот – темп изменения расходов на оплату труда, %;

ZОАсред – темп изменения среднегодовой стоимости оборотных активов, %;

ZФсред – темп изменения среднегодовой стоимости необоротных активов, %.

Показатель темпа экономического роста предприятия.

В процессе проведения комплексного экономического анализа необходимо изучить темпы экономического роста предприятия. Оценку уровня экономического роста позволяет сделать показатель обобщающего темпа экономического роста предприятия (Zэр), который определяется на основании качественных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия:

ZЭР = (1.10)

где Zпт– темп изменения производительности труда, %;

ZОА – темп изменения скорости обращения оборотных активов, %;

Zфо – темп изменения фондоотдачи основных фондов, %;

ZИОТ – темп изменения издержкоотдачи (отношение товарооборота к валовым расходам)|, %;

Zр – темп изменения уровня коммерческой рентабельности, %.

Для комплексного экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия используется также матричный метод.

Выбор первичных данных, и их упорядоченность является очень важным моментом применения матричного метода для комплексного анализа, так как от этого зависят выводы по результатам проведенного анализа. Выбор показателей зависит, прежде всего, от уровня управления и целей, поставленных перед экономистами-аналитиками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал