Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №63. Госбюджет, его структура и функции
ГОСБЮДЖЕТ представляет собой централизованный денежный фонд государства, образуемый для материального обеспечения государственных функций. Бюджет как сводный финансовый план государства рассматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона. Бюджетное устройство, под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюджетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. В федеративном государстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации. Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной - направление их использования. Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэкономической деятельности; плата за землю; доходы от размещения Государственного займа и другие поступления. Рас- ходы бюджета группируются в несколько крупных расходных статей: расходы на финансирование общественного хозяйства; финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий; содержание органов государственной власти и управления; расходы на оборону; прочие расходы. Расходы бюджета носят целевой и безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием. Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений составляет бюджетную систему страны. Структура бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. Государства с унитарным устройством имеют двухуровневую структуру — государственный и местные бюджеты. В федеративных государствах она трехуровневая: государственный, региональные (субъектов федерации или штатов) и местные бюджеты. Вопрос №64. НАЛОГИ — это обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги классифицируют: а) по способу их взимания: прямые и косвенные. ПРЯМЫЕ налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. КОСВЕННЫЕ -устанавливаются на товары массового потребления и услуги и включаются в цену товара и тарифы за услуги. Среди косвенных налогов широкое распространение во многих странах получили акцизы. АКЦИЗ (от лат. accidere -обрезать) — это налог, включаемый в цену товара или тариф на услуги и оплачиваемый покупателем при покупке товара (услуги); б) в зависимости от направления использования: общие и специфические. ОБЩИЕ налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ налоги имеют целевое назначение.ф-ции: 1)фискальная2)регулирующая3)социальная4)контроля
65) Совокупность налогов, методы и принципы их построения образуют НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ. В основу построения налоговой системы Республики Беларусь положены принципы налогообложения, выработанные налоговой практикой других стран. К ним относятся: однократность обложения; оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов: четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны: обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней; стабильность ставок налога в течение довольно: игольного периода и простота исчисления платежа. Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя: Налоговый Кодекс; Декреты, Указы и распоряжения Президента РБ; Постановления Правительства РБ\ Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления. Законодательные акты государства устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К последним относят: а) субъект налога — это лицо, которое по закону должно платить налог; б) носитель налога — это лицо, которое фактически уплачивает налог; в) объект налога - это доход или имущество, с которого начисляется налог; г) ставка налога — это величина налоговых начислений на единицу объекта налога.
65) Фискальная политика — правительственные меры по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности. Фискальная политика складывается из «дискреционной» фискальной политики и «автоматической». Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию, экономический рост. Дискреционная фискальная политика в разных фазах экономического цикла использует различные инструменты. Например, в период спада стимулирующая дискреционная политика складывается из следующих элементов: роста государственных расходов и снижения налогов, т. е. сочетания одновременного роста бюджетных расходов и сокращения реального объема государственных расходов. Данный вариант дискреционной фискальной политики способствует сокращению падения производства при дефицитном финансировании
66) Фискальная политика — правительственные меры по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности.Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере- греве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных(автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности. Вопрос №52. Бюджетный дефицит и государственный долг Под ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА понимают превышение его расходной части над доходной. При превышении доходов бюджета над его расходами, образуется ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА. Различают активный и пассивный бюджетные дефициты. Активный бюджетный дефицит происходит в результате сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Если же дефицит бюджета вызван сокращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономики, его называют пассивным. Причинами образования дефицита бюджета могут быть: — рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением государственных инвестиций; — чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода; I— кризисные явления в экономике, се развал, неспособность правительства держать пол контролем финансовую ситуацию в стране. Для покрытия дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источники. Это: а) продажа государственных долговых обязательств (займов); б) займы правительства в Центральном (Национальном) банке; в) внешние займы; г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных денег в обращение. Для того, чтобы дефицит бюджета не был разрушительным для национального хозяйства, он не должен превышать определенный уровень. Этот предел определяют: а) по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП); б) по отношению к национальному доходу (НД); в) по отношению к расходам на текущий год. Как показывает мировая практика, для поддержания стабильной рыночной экономики бюджетный дефицит следует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расходной части бюджета. Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита госбюджета, государство формирует государственный долг. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам. Его подразделяют на внешний и внутренний. Внешний государственный долг — это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату. Внутренний долг — это внутренняя задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.
|