Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установление и поддержание психологического контакта.
Это очень важная задача. Ни в коей мере нельзя оказывать на человека грубое давление или выказывать свое недоверие. Необходимо обращаться с человеком предельно корректно, демонстрировать абсолютную объективность и непредвзятое отношение к объекту. В одном из американских пособий по «детекции лжи» (д-р Гарольд Фельдман) отмечается, что «полиграфолог должен иметь вид деловой и профессиональный и, при этом, обладать спокойствием врача». Подчеркивается, что «следует избегать грубого обращения. Плохие манеры, властность могут вызвать страх, опасение у проверяемого и, скорее всего, повлияют негативно на эффективность проверки». Для установления психологического контакта, прежде всего, специалист должен вежливо поздороваться и представиться (о чем, к сожалению, забывают, а возможно, и не знают многие так называемые «операторы полиграфа»), а затем «разговорить» человека, начав с беседы о нем самом. На протяжении 8—10 минут полиграфологу необходимо определить «характерологический стержень» обследуемого и на этой основе выстроить манеру дальнейшего общения. Следует поинтересоваться, как человек себя чувствует, какое у него настроение, спал ли он накануне, не голоден ли он и т. д. Иначе говоря, необходимо подходить к человеку с искренним участием и заинтересованностью. Любой высококвалифицированный полиграфолог вносит в ход предтестовой беседы тонкие эмоциональные нюансы, обусловленные всем своеобразием его личности. Ведущие российские полиграфологи (В. В. Коровин, В. Н. Федоренко, О. В. Барышев, А. П. Сошников и др.) являются большими мастерами, можно даже сказать — «художниками» в деле проведения предтестовой беседы, в умении получить от обследуемого лица то, что им нужно. Все они подходят к обследуемому лицу по-своему. При этом у каждого из ведущих российских полиграфологов, разумеется, есть свои индивидуальные, неповторимые достоинства и недостатки. Так, один специалист может вносить в предтестовую беседу (да и во всю свою манеру общения с обследуемым) мягкость и доброту, свою пытливость (не следует путать эти особенности общения с ханжеством), другой бывает порой резок и несколько грубоват, третий может быть ворчливым и полным «черного юмора». Однако всем им присуща объективная заинтересованность в установлении истины, которая так подкупает «добросовестного» обследуемого. В беседе с такими специалистами обследуемые чувствуют и понимают, что общение с ними в рамках предтестовой беседы является для полиграфолога нечто большим, чем рутинная служебная обязанность. Все это располагает «правдивых» обследуемых к тому, чтобы максимально раскрыться в пред-тестовой беседе и тем самым способствовать установлению истины в плане собственной непричастности к расследуемому событию. Несмотря на видимые различия в манере проведения предтестовой беседы, можно выделить то общее, что объединяет всех высококвалифицированных специалистов, а именно принцип индивидуализации беседы. Так, с одним обследуемым полиграфолог может беседовать на протяжении двух часов, а общение с другим ограничить десятью минутами. Одного обследуемого специалист может слушать молча, не прерывая и почти не задавая вопросов. Высказывания же другого обследуемого он может поправлять, уточнять, корректировать и т. д. Иными словами, профессиональный полиграфолог строит контакт с обследуемым непременно с учетом индивидуально-психологических особенностей последнего. Далее, надо помнить, что в ходе предтестовой беседы не следует использовать темы далекие от цели проверки, поскольку это может вызвать у человека удивление или даже привести его к мысли, что его просто дурачат. Специалист должен исходить из того, что человек, даже если он невиновен, может быть изначально настроен против него и демонстрировать свое негативное отношение к полиграфной проверке. В отдельных случаях человек сам будет провоцировать специалиста с целью создания ненормальных условий для работы. В этом случае полиграфолог обязан сохранять полное спокойствие, демонстрировать корректность и ни в коем случае не поддаваться на провокации. Полиграфолог должен постараться перевести контакт с обследуемым лицом в спокойное русло и к моменту непосредственного тестирования получить доступ к максимально спокойной психике человека.
|