![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предъявление контрольного ряда и проверочного ряда в обязательном порядке разделено временным интервалом в 12—15 минут, т. е. ряды предъявляются через промежуточный тест.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Специалист должен иметь возможность подобрать к истинному частному признаку расследуемого события ряд однородных (гомогенных) фиктивных (вымышленных) частных признаков (так называемых «дистракторов», от англ. to destroy — обесценивать, сводить ценность к «нулю») в количестве не менее пяти (с учетом жертвенного вопроса). Требование соблюдения однородности составленного ряда является чрезвычайно жестким, поскольку, если какой-либо признак (истинный или фиктивный) по своему содержанию выбивается из ряда, это, как правило, приводит к грубейшим ошибкам при вынесении решения по результатам проверки. Особенно опасными, с точки зрения нарушения прав человека и гражданина, являются такие случаи, когда разрыв однородности ряда происходит за счет истинного частного признака события или того признака, который полиграфолог считает «истинным». В большинстве случаев это приводит к ошибке I типа, т. е. к ошибочному принятию обвинительной версии. Так, в книге В. А. Варламова[5] приводятся следующие тесты методики скрываемой информации, составленные краснодарским оператором полиграфа И. Н. Николаевой, которые с точки зрения жесткого требования однородности ряда признаков, являются, на наш взгляд, совершенно некорректными: Тест 1.
Тест 2.
Очевидно, что и в первом, и во втором тестах оба проверочных вопроса носят (в соответствии с фабулой дела) прямой обвинительный характер и резко нарушают однородность ряда, составленного из бытовых частных признаков. В этом случае даже непричастный к расследуемому событию человек неизменно будет демонстрировать на оба вопроса выраженные физиологические реакции. Неудивительно поэтому, что реакции оказались «положительными». Другой тест методики скрываемой информации, приведенный в книге В. А. Варламова[6], содержит в себе аналогичную грубую ошибку с той лишь разницей, что подбор в нем дистракторов (фиктивных частных признаков) носит, на наш взгляд, уже откровенно комический характер:
Если читателю, который хоть сколько-нибудь уважает собственные права (право на защиту чести и достоинства), когда-либо придется (не дай бог!) проходить полиграфную проверку у оператора, составляющего подобные тесты, мы настоятельно советуем ему немедленно отказаться от ее дальнейшего проведения и обратиться к адвокату, а инициатору (заказчику) мероприятия сообщить о том, что нанятый им оператор не является профессиональным специалистом в области инструментальной «детекции лжи» и грубо нарушает права обследуемого. Завершая рассмотрение общих требований к тестам методики скрываемой информации, мы приведем один очень яркий пример профессионально составленного ряда частных признаков, в котором правило однородности его членов было соблюдено неукоснительно. Помимо этого, данный пример ценен еще и тем, что он демонстрирует самую суть тестов методики скрываемой информации, раскрывает, так сказать, ее «дух». Приводимый ниже тест МСИ использовался в одном из легендарных расследований, которое было проведено в 1942 году в Соединенных Штатах Америки. Фабула дела состояла в том, что накануне private party (закрытой частной вечеринки) в одной из компаний ее управляющий, желая сделать для своих сотрудников приятный сюрприз, поставил в сейф, в котором хранилась важная документация (содержащая информацию военного характера), блюдо с клубникой, которая, по его замыслу, должна была стать украшением десерта. Однако вместо сюрприза произошло крайне неприятное событие: когда в разгар вечеринки управляющий открыл сейф и достал блюдо с клубникой, то он обнаружил, что секретные документы исчезли из сейфа. Более того, взглянув на блюдо, он увидел, что злоумышленник обнаглел до такой степени, что не отказал себе в удовольствии заодно полакомиться сочными ягодами. Управляющий, ничего не сообщил участникам вечеринки (т. е. не разгласил частный признак) и немедленно обратился фирму, специализирующуюся на проведении полиграфных проверок. Приехавшему в офис специалисту он изложил суть произошедшего инцидента. Таким образом, полиграфолог получил в свои руки мощнейший частный признак, о котором мог знать только похититель: наличие в сейфе клубники. При этом данный признак наверняка должен был сохраниться в памяти похитителя, поскольку он не только видел клубнику, но также держал ягоды в руках, ощущал их аромат и вкус. Поскольку специалист был настоящим профессионалом своего дела, то уже очень скоро похититель был им выявлен, причем фактически на основании одного этого признака. Полиграфологу пришлось составить примерно следующий тест:
В составленном ряду истинный частный признак и все дистракторы логически относятся к одному классу — классу ягод. При этом среди элементов ряда отсутствуют экзотические ягоды, а перечислены лишь самые распространенные их разновидности. Более того, все названия ягод начинаются с согласной буквы. Таким образом, составленный ряд действительно является однородным как с точки зрения содержания (поля значений), так и с точки зрения фонетики (разумеется, с точки зрения фонетики русского языка). В том случае, если бы полиграфолог составил, например, такой ряд, как:
то он совершил бы грубейшую ошибку из разряда тех, что были разобраны нами выше. Основным тактическим достоинством методики скрываемой информации (при условии соблюдения перечисленных общих требований) является практически нулевая вероятность совершения ошибки I типа («ложная тревога»), поскольку обследуемый, непричастный к расследуемому событию, просто-напросто не знает (не имеет в своей памяти) истинный частный признак (признаки) данного события, а потому не может (ни при каких обстоятельствах) демонстрировать в ответ на его предъявление устойчивые физиологические реакции. Основными тактическими недостатками методики скрываемой информации являются: 1) сложность подбора таких истинных частных признаков расследуемого события, которые были бы однозначно известными только лицу, имеющему непосредственное отношение к нему; 2) отсутствие у специалиста возможности подобрать такие истинные частные признаки события, которые были бы наверняка зафиксированы в памяти причастного к событию лица. Из второго пункта логически вытекает положение о том, что методика скрываемой информации в определенной степени страдает «оправдательным» уклоном (повышенная вероятность совершения ошибки II типа — «пропуск цели»), поскольку отобранные (исходя из общей логики) специалистом для работы на рядах истинные частные признаки не всегда могут быть зафиксированы (в силу самых разных обстоятельств) в памяти причастного лица. Поэтому для того, чтобы недостатки, присущие тестам МКВ и тестам МСИ взаимно компенсировали друг друга, специалист должен (при наличии такой возможности) использовать их комплексно. Перейдем к описанию тестов методики скрываемой информации. К МСИ относятся всего три теста, а именно: 1) тест пика напряжения (peak of tension test); 2) тест на знания виновного (guilty knowledge test); 3) поисковый тест на знания виновного. 1. ТЕСТ ПИКА НАПРЯЖЕНИЯ (ТПН) Тест пика напряжения был разработан выдающимся американским полиграфологом и бизнесменом Леонардом Килером в далекие 30-е годы прошлого века, однако и по сей день является самым надежным из всех тестов, которые когда-либо были созданы. Это обусловлено тем, что при экспертной оценке результатов теста специалист принимает во внимание не только выраженность ответных физиологических реакций, но также и их общую динамику по всему длиннику теста. В основе ТПН лежит выявленная Л. Килером следующая закономерность: в том случае, если лицо, однозначно осведомленное об истинном частном признаке расследуемого события, заранее знает, на какой позиции этот признак будет расположен в ряду, динамика его реакций будет такова: 1) выраженность физиологических реакций постепенно нарастает по мере приближения к истинному частному признаку, т. е. развивается реакция ожидания; 2) выраженность реакций достигает своего максимума (пика напряжения) в ответ на предъявление истинного частного признака; 3) после прохождения пика своего напряжения физиологические реакции резко спадают, т. е, развивается реакция облегчения. Структурно тест пика напряжения представляет собой единственный ряд из 6—7 частных признаков (один истинный признак, остальные вымышленные) расследуемого события. Истинный частный признак располагается в этом ряду сразу после середины. Так, если ряд ТПН состоит из 6 признаков-вопросов, то вопрос, содержащий истинный признак, помещается на 4-ю позицию. Тест предъявляется 3—6 раз без изменения порядков. Перед началом ТПН все вопросы-признаки, а также их последовательность в ряду теста в обязательном порядке обсуждаются с обследуемым лицом. Американские специалисты нередко даже вывешивают перед обследуемым плакат, на котором изображен ряд ТПН. Обследуемый получает инструкцию отвечать правдиво на все вопросы. Поскольку тест направлен на выявление «преступных» знаний, то, как правило, стандартная формулировка общего вводного вопроса является следующей: «Вы достоверно знаете, что...?» или «Относительно..., Вам достоверно известно, что...?». В американской полиграфологии принято предъявлять все вопросы ТПН в развернутой формулировке. Согласно традициям полиграфной школы КГБ СССР, в развернутой форме предъявляется только первый общий вводный вопрос, в то время как остальные вопросы представляют собой простое перечисление конкретных частных признаков. Формат теста пика напряжения:
Так, если некто А. был зарублен топором и полиграфная проверка проводится в отношении некоего Б. (приятеля А.), который отрицает свою вину, а также утверждает, что ему неизвестно, каким предметом был убит А., то тест пика напряжения может быть составлен, скажем, в такой форме: Американский вариант
Российский вариант
Длительная практика использования теста пика напряжения выявила его основной недостаток, применение ТПН является целесообразным при проверке достаточно ограниченного (в процентном отношении от общей популяции) круга лиц, поскольку особенности динамики реакций, которые обнаружил и абсолютизировал Л. Килер, в действительности оказались присущими всего. 10—15% обследуемых. 2. ТЕСТ НА ЗНАНИЯ ВИНОВНОГО (ТЗВ) Как самостоятельная методическая единица, тест на знания виновного (лица) был разработан американским психологом Дэвидом Ликкеном в 1959 году. ТЗВ представляет собой батарею из 3—6 (иногда более) логически связанных между собой вопросников (гомогенных рядов), каждый из которых в структурном отношении аналогичен тесту пика напряжения и содержит один истинный частный признак расследуемого события. При этом порядок вопросов в каждом отдельном вопроснике изменяется от предъявления к предъявлению. Смена порядка в ТЗВ производится с целью минимизации позиционных эффектов (с тем, чтобы каждый вопрос побывал в начале, в середине и в конце ряда). Так, например, если вопросники теста содержат 6 или 8 вопросов-признаков, то можно использовать следующую смену порядков по предъявлениям (смена порядков для П-ТЗВ является аналогичной): I. 012345 I. 01234567 П. О 5 3 1 2 4 П. О 4 2 6 1 7 3 5 III. 024531 III. 06427531 IV. О 3 5 4 1 2 IV. О 2 6 4 5 1 7 3 V. 041253 V. 07413526 VI. О 1 2 3 4 5 VI. О 3 1 7 2 6 4 5 Специалист принимает решение (обвинительную или оправдательную версию) на основании количества вопросов-признаков (истинных признаков расследуемого события), которые устойчиво выделяются на всей совокупности вопросников теста. Так, если из банковской ячейки № 63 злоумышленник похитил 30 000 долларов, которые лежали в красной папке, то в тест на знания виновного могли бы быть включены следующие три вопросника (можно, разумеется, составить и большее число вопросников):
Рис. 14.10. Устойчивый «обвинительный» паттерн реакций (проверочный вопрос № 3) по одному из вопросников теста на знания виновного. С целью повышения корректности компьютерной обработки полиграмм все нейтральные вопросы (вымышленные частные признаки) были помечены как проверочные Предъявление №1 Предъявление № 2 Предъявление № 3 3. ПОИСКОВЫЙ ТЕСТ НА ЗНАНИЯ ВИНОВНОГО (П-ТЗВ) Суть поискового теста на знания виновного чрезвычайно точно отражена в следующем императиве ветерана полиграфной школы КГБ СССР В. Н. Федоренко: «Пойди туда, не знаю куда, и найди то, не знаю что». П-ТЗВ является уточняющим тестом и применяется для выявления еще неизвестных следствию обстоятельств дела, т. е. для выяснения частных признаков расследуемого события, которые заранее (на основании материалов дела) не известны полиграфологу. Например, если инициатора проверки интересует вопрос о том, где находится спрятанный труп, где находятся похищенные деньги или иные ценности, кто является организатором совершенного преступления или сколько человек принимало участие в устанавливаемом эпизоде и т. д. По своей структуре П-ТЗВ является полной аналогией теста на знание виновного. Все вопросы в нем (за исключением жертвенного вопроса) являются проверочными. Тест представляет собой однородный ряд таких предполагаемых частных признаков, которые, исходя из общей логики, могли бы характеризовать расследуемое событие. Тест предъявляется со сменой порядков следования вопросов (за исключением жертвенного и последнего проверочного вопроса, который логически замыкает круг поиска). Поисковый тест на знания виновного включает в себя 7—9 вопросов. В том случае, если ряд состоит из 9 вопросов (стимулов), то на 1-ю и 2-ю позиции ставятся наименее вероятные признаки события, на 3-, 4-, 5- и 6-ю позиции ставятся наиболее вероятные признаки, а на 7-ю и 8-ю позицию вновь помещаются менее вероятные признаки. На последней позиции во всех предъявлениях стоит 9-й вопрос, который замыкает круг поиска. Сложность П-ТЗВ заключается в том, что данный тест налагает на специалиста большую интеллектуально-организационную нагрузку, поскольку последний обязан (исходя из имеющихся в его распоряжении материалов) тонко и досконально продумать конкретное содержание поисковых проверочных вопросов, выносимых им на проверку, а также быть уверенным в том, что бследуемый действительно помнит (расследуемое событие объективно содержит) один или несколько используемых в тесте признаков. В том случае, если полиграфолог применяет П-ТЗВ, то он обязан соблюдать следующие условия: «1) поисковый тест следует проводить только тогда, когда достоверно установлено, что опрашиваемый знает ту информацию, которая определяется с помощью поискового теста; 2) перечень признаков должен быть замкнут, т. е. охватывать все возможные версии. Если это невозможно, то тест должен заканчиваться вопросом, охватывающим все не вошедшие в тест варианты. Например, если в тесте речь идет о возможных местах нахождения похищенных вещей и у полиграфолога нет полного перечня таких мест, то тест должен завершаться вопросом — " В каком-либо другом месте? "»[7]. Поисковый тест на знания виновного является весьма полезным инструментом, поскольку он позволяет выявлять новые признаки расследуемого события и, следовательно, способствует построению новых версий. Так, например, при расследовании дела о похищении человека был составлен следующий поисковый тест на знания виновного, направленный на уточнение мотивов похищения:
Итак, мы завершили обзор классических методик инструментальной «детекции лжи». Теперь читатель может самостоятельно составлять любые тесты полиграфных проверок самого широкого спектра целевого назначения. В этой главе нам осталось лишь сказать несколько слов об использовании в практике полиграфных проверок феномена установки [8]. Методология работы со сменой установки была разработана специалистами полиграфной школы КГБ СССР. Данная техника направлена на нейтрализацию «обвинительного уклона» полиграфной проверки при работе с лицами тревожно-мнительного круга. Техника «смены установки» реализуется двумя способами, а именно: 1) посредством смены смысловой установки; 2) при помощи создания целевой установки на субъективно «незначимый» стимул. В первом случае, как правило, применяется методика выявления ситуационно значимых стимулов (МВСЗС) Юрия Ивановича Холодного, одного из патриархов советской (российской) полиграфологии. МВСЗС была разработана в конце 80-х годов прошлого века, когда советская полиграфология (школа КГБ СССР) фактически достигла своего стратегического паритета с американскими технологиями инструментальной «детекции лжи». В большинстве случаев МВСЗС базируется на использовании общих признаков расследуемого события, однако в некоторых обстоятельствах специалист может использовать и частные признаки. МВСЗС включает в себя сопряженную диаду (триаду) однородных рядов (один или два контрольных ряда и один проверочный ряд), которые содержат идентичные вопросы-стимулы (в количестве 5—7 единиц), включая один общий для всех рядов истинный признак расследуемого события. Предъявление контрольного ряда и проверочного ряда в обязательном порядке разделено временным интервалом в 12—15 минут, т. е. ряды предъявляются через промежуточный тест. МВСЗС имеет следующий примерный формат: контрольный ряд проверочный ряд 0. однородный стимул (жертвенный) 1.однородный стимул (нейтральный) (контрольный) 2. однородный стимул (нейтральный)
3. однородный стимул (проверочный) 4. однородный стимул (контрольный) 5. однородный стимул (нейтральный) 6. однородный стимул (нейтральный) Базовый логический принцип методики выявления ситуационно-значимых стимулов основан на том, что: 1) в контрольном ряду (вопроснике) при помощи общего вводного вопроса создается смысловая установка (готовность реагировать в поле действия ведущего мотива), которая не относится к признакам расследуемого события; 2) в сопряженном проверочном ряду (вопроснике) при помощи общего вводного вопроса смысловая установка переносится с априорно значимого стимула контрольного ряда на другой стимул, который в соответствии со смысловой установкой контрольного ряда был (при условии адекватности реагирования обследуемого) ранее нейтральным; 3) смысловая установка сопряженного проверочного ряда (вопросника), которая задается общим вводным вопросом, трансформирует истинный признак расследуемого события в ситуационно значимый стимул (вводит его в поле действия ведущего мотива) лишь в том случае, если обследуемый причастен к данному событию. В том случае, если обследуемый не имеет отношения к расследуемому событию, то общий вводный вопрос проверочного вопросника переносит смысловую установку на другой вопрос-признак проверочного ряда. Рассмотрим пример использования МВСЗС при расследовании кражи крупной суммы денег в одном из столичных супермаркетов. Фабула дела была следующей: утром в среду управляющий обнаружил пропажу денег из своего служебного сейфа (вечером во вторник деньги были на месте). Кроме управляющего доступ к его содержимому имели еще 5 бухгалтеров. В ходе сбора контрольной информации в отношении одной из подозреваемых полиграфолог установил (информация была им получена от подруги подозреваемой), что во вторник утром она принесла с собой из дома печать супермаркета (следовательно, в понедельник вечером она забрала печать домой, что было строжайше запрещено правилами внутреннего распорядка). Этот факт подозреваемая категорически отрицала. Из того же источника полиграфолог выяснил, что во вторник вечером подозреваемая забрала с собой из офиса ведомости «внутренней» бухгалтерии, то опять-таки было грубым нарушением корпоративной дисциплины. Данный факт подозреваемая также категорически отрицала. На основании полученной информации специалист составил сопряженную диаду Ю. И. Холодного таким образом: контрольный ряд проверочный ряд Во вторник утром Вы принесли Во вторник вечером Вы вынесли с собой из дома: за территорию магазина: 0. мобильный телефон? (жертвенный) 1.ключи от офиса? (нейтральный) (R +) (контрольный) 2. печать магазина? (R-) 3. крупную сумму денег? (проверочный) (R—) 4. «черные» ведомости? (контрольный) (R +) 5. ключи от сейфа? (нейтральный) 6. флакон «валокордина»? (нейтральный) В результате подозреваемая продемонстрировала выраженные физиологические реакции на контрольные вопросы как в первом, так и во втором рядах методики, что позволило специалисту сделать вывод о непричастности обследуемой к расследуемой краже. Таким образом, достоинством МВСЗС является возможность контроля адекватности психофизиологического типа реагирования обследуемого на основании смены смысловой установки. В том случае, если гиперреактивность (фиксация обследуемого на истинном проверочном признаке расследуемого события) имеет место как в контрольном, так и в проверочном рядах методики, то следует признать полученные результаты неопределенными, поскольку в данном случае специалист не в состоянии (на основании МВСЗС) четко дифференцировать две объективные возможности, а именно: 1) реакции «добросовестного» обследуемого (озабоченного самим фактом подозрения в совершении преступления) носят неадекватный характер; 2) жесткая фиксация «лживого» обследуемого на признаке расследуемого события нейтрализует смысловую установку контрольного ряда методики. В таких обстоятельствах полиграфологу следует (после проведения межтестовой психокоррекционной беседы) воспользоваться теми тестами МКВ, в формате которых содержатся вопросы комплекса вины и симптоматические контрольные вопросы. Работа с заданием целевой установки на субъективно «незначимый» стимул уже прямо направлена на нейтрализацию эффекта фиксации обследуемых тревожно-мнительного круга на каком-либо проверочном стимуле, безотносительно к тому, носит ли этот стимул прямой обвинительный характер (тесты МКВ), или этот стимул представляет из себя истинный частный признак расследуемого события в тестах МСИ. При использовании феномена целевой установки полиграфолог опирается на эмпирически установленный закон «смены установки», который гласит, что при задании целевойустановки на субъективно «незначимый» стимул выраженность реакций на этот стимул резко возрастает лишь у непричастного к расследуемому событию лица. При этом у непричастного лица целевая установка приводит к снижению выраженности реакций на «фиксированный» проверочный вопрос. У лица же, причастного к расследуемому событию, задание целевой установки на «незначимый» вопрос никоим образом не сказывается на выраженности реакций в ответ на объективно «значимый» проверочный вопрос. С операциональной стороны целевая установка заключается в следующей инструкции обследуемому лицу: на произвольно выбранный специалистом ситуационно «незначимый» (по степени выраженности ответных физиологических реакций) вопрос, обследуемый должен давать ответ противоположный тому, который он давал в предыдущих предъявлениях теста. Техника смены целевой установки используется также при работе с тестом общих контрольных вопросов для получения более выраженного симптомокомплекса. Примечание. Все фамилии, названия населенных пунктов, организаций и компаний, фигурировавшие в реальных проверках, изменены. Любые совпадения являются случайностью.
|