Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и способы установления раппорта, а также необходимая для этого калибровка
Как ныне уже широко известно, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным (и едва ли не главным) условием осуществления эффективных изменений, в частности, и хорошей коммуникации в общем. В отличие от обычного контакта (который в Восточной версии нейропрограммирования мы метафорически описываем как приглашение к танцу), раппорт можно определить как бессознательное доверие, синтонность и «биокибернетический резонанс» между двумя и более людьми, возникающий вследствие их взаимоуподобления друг другу (что мы метафорически описываем как совместный танец, при котором партнеры синхронны и синтонны и не нарушают совместного единства и слияния неуклюжими односторонними движениями). Весьма любопытно, что само по себе понятие «раппорт» в чисто энэлперском смысле, похоже, возникло не в Америке, а в России. Известно, что на конференции Института мозга в ноябре 1919 года В. Бехтерев сообщил об открытии им механизма особого сверхчувствительного контакта (раппорта), который возникает при определенных условиях и даже позволяет на языке воображаемых образов, эмоций и движений управлять поведением (а именно как условие и средство эффективного управления другим человеком - ну, разумеется, в целях экологичного его изменения - раппорт в НЛП и используется). В нейролингвистическом программировании раппорт обычно презентируется так. 1. Раппорт - это глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи. Раппорт - это предварительное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества. Когда есть раппорт, коммуникация подобна танцу, в котором оба партнера плывут, как один. 2. Люди знают, когда они в раппорте или не в раппорте, но не всегда могут установить, как они приходят к раппорту или что делать, если уровень раппорта меняется. 3. Раппорту наносится урон, когда между вашим миром и миром другого — конфликт. 4. Раппорт развивается, когда наши внутренние миры объединяются или «подходят» друг к другу. Люди устанавливают раппорт легче, если они чувствуют общую почву под ногами. 5. Поведенческая подстройка или подстройка к позе, жесту, голосу, тону, темпу и так далее так же, как и к содержанию разговора, может эффективно поднять раппорт на новый уровень. 6. Когда мы не «совпадаем» - предлагаем разные позы, жесты, голоса, темпы и так далее, - мы можем не допустить раппорта или прервать его. Иногда и это нужно, если мы не хотим коммуницировать или есть необходимость радикально изменить ход «застрявшей» коммуникации. 7. Менее решительно, когда у нас хороший раппорт, мы можем элегантно «вести» коммуникацию в желаемом направлении, изменяя содержание, позу, жесты, голос, темп и так далее так, что другой человек естественно за ними следует. В общем, мы «сначала подстраиваемся, затем ведем». 8. Для глубокого раппорта надо подстраиваться к интересам, убеждениям и ценностям другого человека. 9. И, наконец, чтобы создать раппорт, нам нужно быть в раппорте с самим собой. Если в нашем собственном внутреннем мире есть конфликт, мы будем обращаться к другим со спутанными посланиями. Для того чтобы создать раппорт на отличном от привычного нам, более глубоком бессознательном уровне, специалисты по НЛП предлагают использовать своеобразную цепочку: присоединение, закрепление и ведение (которую, правда, часто сводят только к двум фазам: подстройки и ведения, поскольку давно доказано, что если вам удастся добиться хорошей подстройки, в дальнейшем вы действительно можете «вести» человека в нужном вам направлении). Согласно «классической» схеме, на начальном этапе этой цепочки - присоединении - преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение синхронности своего дыхания с дыханием партнера (клиента), а также идентичности поз способствует мягкому вхождению в раппорт. Идентичность поз является здесь отправным пунктом в присоединении, ибо, например, если поза клиента свидетельствует о его закрытости, то только после ее копирования («отзеркаливания») можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельствующей об открытости к общению. В закреплении применяются соответствующие жесты (асимметричные, то есть как бы «зеркальные»), мимика, голос и ключевые слова, которые развивают контакт в направлении «подключения» к миру партнера (клиента), обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним. В ведении осуществляется постепенное переключение партнера (клиента) с его собственной программы на предлагаемую взамен. Здесь основное внимание уделяется синхронному сопровождению для переключения партнера (клиента) на выполнение нужной программы и развития общения с ним в интересующем вас направлении. Для поддержания и сохранения раппорта во время консалтинга и просто общения, специалисты по нейролингвистическому программированию рекомендуют время от времени задавать себе следующие вопросы: В раппорте ли я (все еще)? Что мне нужно сказать или сделать, чтобы создать (еще лучший) раппорт? Почему другой человек изменил позу/голос/дыхание? По мнению М. Гриндера, для полного раппорта достаточно отражать (по отдельности, а не все сразу) поведенческие характеристики партнера (клиента) в указанных пропорциях: тело (поза) - 50 % движений и положений тела; дыхание - 100 % темпа и ритма дыхания; жесты - 100 % основных жестов; лицо и глаза - 70 % направлений взгляда и выражений лица; язык (голос) - 100 % темпа и тона речи. В связи с исключительной важностью раппорта для осуществления эффективной психокоррекции (по утверждениям очевидцев, М. Эриксон, например, в последний период своей работы осуществлял психотерапевтические интервенции без словесных воздействий, то есть только за счет невербального ведения) коротко разберем основные его формы и виды. Согласно Г. Олдер и Б. Хаузер, вы можете устанавливать раппорт, добиваясь подстройки по следующим параметрам. 1. Физиология: поза и телодвижения. 2. Голос: тон, темп речи и прочие характеристики. 3. Язык и образ мышления (точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая система представления. 4. Убеждения и ценности: то, во что люди верят и что считают важным. 5. Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах. 6. Дыхание: утонченное, но очень мощное средство подстройки. Основываясь на материалах данных авторов, рассмотрим все эти варианты установления раппорта чуть более подробно.
|