![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Консультирование как деятельность
В настоящее время под психологическим консультированием вообще (а НЛП-консалтинг, безусловно, может быть отнесен к варианту психологического консультирования) обычно понимается деятельность, в ходе которой человек поощряется изменить какие-то свои отношения с миром. В процессе консультирования мы выясняем, как конкретный индивид представляет и структурирует этот самый мир, после чего изменяем данные представления на лучшие для него. При этом, разумеется, следует осуществлять только те изменения, которые полезны для человека и сохраняют целостность его личности. Соответственно, НЛП -консультирование может рассматриваться как выявление, картирование, организация и реорганизация моделей мира клиента. В ходе этой работы клиент получает возможность изучить свой личный способ чувствовать, видеть и слышать то, что он думает и делает, причем и здесь нас интересует только полезность сделанных изменений и уместность того способа, которым они были достигнуты. Исходя из этого в Восточной версии нейропрограммирования НЛП-консультирование трактуется и определяется как деятельность, направленная на мотивирование и целенаправленные изменения «карт» реальности клиента с целью повышения его благополучия в значимых областях его же жизнедеятельности. При этом следует особо оговорить, что изменения эти, во-первых, недирективны (то есть совершаются самим клиентом, а не за счет навязанных консультантом схем и моделей), а во-вторых, исходно и безоговорочно экологичны (то есть направлены на увеличение эффективности и счастливости человека, а не на создание для него дополнительных проблем под любыми, пусть даже самыми благовидными предлогами). Лица, занимающиеся психологическим и НЛП-консультированием, должны в обязательном порядке разделять все положения Декларации по психотерапии, принятой в Страсбурге в 1990 году Европейской ассоциацией психотерапии, а именно: · психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию; · психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности; · разнообразие психотерапевтических методов является гарантированным; · образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно обязано включать теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора с одновременным приобретением достаточно широких представлений о других методах; · доступ к такому образованию осуществляется с помощью различной предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук. Существует достаточно большой набор не слишком однородных требований к личности консультанта. Так, комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие совершенно необходимые консультанту свойства или качества: - уважение ценностей другой личности; - проницательность; - отсутствие предубеждений; - самопонимание; - сознание профессионального долга. Американская национальная ассоциация профессиональной ориентации предложила свой набор требований: - чувствительность к поведению и установкам других людей; - эмоциональная стабильность и объективность; - способность вызывать доверие других людей; - уважение их прав. Помимо этого, в других списках и у других, неперечисленных здесь авторов упоминаются: - чуткость, объективность, гибкость, эмпатия и отсутствие собственных серьезных проблем; - внимательность, умение выслушивать, теплота (но не сентиментальность!), сердечность и умудренность в жизненных советах; - «оптимистичность», откровенность и открытость чувствам других, способность отождествляться с самыми разными людьми; - отсутствие стремления к самоутверждению при наличии собственного мнения и способности его защитить; - умение служить на благо своим клиентам и пр. Однако в связи со всеми вышеупомянутыми списками следует отметить, что клиента в консультанте интересуют не столько некоторые скрытые стороны его личности, сколько вполне конкретные особенности поведения, в качестве которых К. Роджерс еще в 1957 году выделял следующие. - безусловное позитивное внимание, то есть принятие и восприятие клиента как человека, безусловно заслуживающего уважения независимо от того, кем он является; - конгруэнтность как открытость вербального и невербального поведения клиента, использование чувств и последовательность действий; - эмпатия как понимание (и демонстрация этого понимания) образа мыслей и чувств клиента, а также возможность видеть мир таким, каким он видит, но с сохранением своей отделенности.
|