![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и этапы процесса консультирования
Любой вид психологического консультирования обязательно включает в себя три последовательных этапа: обнаружение, прояснение и коррекцию. На первой стадии - обнаружения - мы выявляем систему «карт» клиента относительно актуальной для него области или проблемы (так как раскрываем его представления о данном фрагменте реальности). На второй стадии - прояснения - определяем и нейтрализуем (как бы нивелируем) неадекватные «карты» реальности, не позволяющие ему обрести удачливость или, более конкретно, как бы увидеть выход из проблемной ситуации. Ну а на третьей - коррекции - позволяем ему самому создать новые, более адекватные представления о мире или же найти решение актуальной проблемы за счет не только адекватизации имеющихся, но и использования других «карт». Поскольку момент решения актуальных для клиента проблем - по сути, центральный в психологическом консультировании, ибо за чем иным, как не за помощью, обращается к нам клиент - несколько нивелировался в вышеприведенной цепочке «обнаружение - прояснение - коррекция», поясним, что в Восточной версии нейропрограммирования мы делим все проблемы клиента на первичные и вторичные. Под вторичными проблемами здесь понимается сам по себе запрос клиента по поводу его неудачливости - неэффективности/несчастливости - в конкретной актуальной для него области. Однако подлинной причиной этой неудачливости выступает отсутствие, неполнота или неадекватность (несоответствие) соответствующих «карт», что и является первичной проблемой консультирования. Следует также отметить, что по запросу клиента или по решению консультанта НЛП-консалтинг может касаться только лишь какой-то одной из вышеперечисленных стадий. Например, очень многие клиенты, не готовые к изменениям, стремятся свести консультирование только лишь к обнаружению собственных проблем, что далеко не всегда может приветствоваться. А для некоторых из них подлинным потрясением и практически полноценной психотерапией становится прояснение ошибочных «карт», порождающих их якобы объективные проблемы. Обычно это сопровождается интеллектуальным инсайтом: как бы мгновенным пониманием ими сути/решения проблемы, или того, что воистину прав был Эпиктет, утверждающий, что людей раздражают не сами по себе вещи (личности, процессы, явления), а их (людей) взгляд на них. Сиречь отношение к явлению, приписываемое ему персональное значение целиком и полностью проистекает из соответствующих «карт» реальности. Чисто практически процесс консультирования сводится к так называемой пятишаговой модели консультативного интервью. 1. Установление раппорта и ориентирование клиента на работу (напоминаем, что в Восточной версии нейропрограммирования мы предпочитаем работать с «покупателями», а не с «жалобщиками» или «визитерами»). 2. Сбор необходимой информации, определение проблемы клиента и того, как он ее видит в соответствии с индивидуальными «картами» реальности. 3. Выявление желаемого результата, то есть того, к чему хочет прийти клиент по итогам совместной работы. 4. Поиск и выработка решений проблемы клиента за счет нивелирования и адекватизации его «карт», а также выявления новых альтернативных «карт» из других областей его опыта. 5. Обобщение результатов совместной работы и, возможно, переход к конкретным действиям. В столь модном ныне коучинге, с помощью которого, к сожалению, многие так называемые «профессионалы» не столько помогают людям, сколько прикрывают свое невежество в консультировании, психокоррекции и психотерапии, процесс консалтинга обычно структурируется посредством модели GROW, где G (gool) - цель; R (redlity) - реалии; О (Options) - варианты; a W(Wram-ир) – итоги. В основе здесь - четырехэтапная структура обычного сеанса коучинга. Первый этап - это выбор конкретной проблемы для обсуждения и определения конечной цели этого обсуждения. Второй этап - оценка сложившейся ситуации. Третий этап - поиск путей решения проблемы и отбор наиболее конструктивных из них. И четвертый этап - выработка плана действий, определение временных рамок достижения желаемых результатов и обсуждение способов преодоления возможных препятствий. В Восточной версии нейропрограммирования мы обычно выделяем следующие этапы НЛП-консалтинга: 1) определение и анализ проблемы; 2) ее прояснение; 3) определение направления решения проблемы; 4) конкретизация действий и ресурсов по реализации выработанных решений; 5) дополнительное прояснение сложных проблем; 6) поиск нестандартных решений; 7) мотивирование исполнения. Следует, однако, достаточно жестко разделять два аспекта проблемы клиента, непосредственно связанных с работой консультанта: жалобу и запрос. При этом жалобой следует считать первичное предъявление клиентом его проблемы, в то время как запросом - то, что он хочет получить в результате совместной работы. И здесь нельзя не отметить, что большинство клиентов консультирования приходят либо с несформулированным, либо с «фасадным» (скрывающим истинные его интенции) запросом. Согласно В. В. Столину, проблема есть то, что клиент хотел бы, но не может изменить, в то время как запрос является конкретизацией формы помощи, ожидаемой клиентом от консультанта. В качестве наиболее распространенных проблем собственно психологического консультирования данный автор выделяет следующие: - не уверен, хочу быть уверенным; - не умею, хочу научиться; - не понимаю, хочу понять; - не знаю, что делать, хочу знать; - не имею, хочу иметь; - знаю, как надо, но не могу сделать (недостаток мотивации); - не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию; - все плохо, что делать и как жить дальше. По сути, формулировки данных проблем в некой скрытой форме уже включают в себя потенциальные формулировки запросов. Однако в подавляющем большинстве случаев запрос может (а возможно, и должен) быть и уже, и шире проблемы, и мастерство консультанта как раз и заключается в подборе адекватного масштаба рассмотрения проблемы. В первом случае речь идет о сведении проблемы клиента к частности, имеющей четкий алгоритм решения, а во втором - о глобализации запроса, в котором исходная проблема как бы растворится и исчезнет. Тем более что, напоминаем, все разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям отношения к проблеме. 1) изменить ситуацию; 1) изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации; 3) выйти из ситуации; 4) найти новые способы жить в этой ситуации.
|