Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установление контрактных отношений между консультантом и клиентом
При осуществлении любого вида психологической помощи (консультирования, психокоррекции, психотерапии и коучинга) между специалистом и клиентом заключается два договора - на изменение (лечебный, клинический, терапевтический, консультационный) и деловой (организационный, административный или бизнес-контракт). При этом деловой договор (бизнес-контракт), обсуждению которого и посвящен данный раздел, представляет собой соглашение между специалистом и клиентом относительно оплаты и организационных вопросов их совместной деятельности: например, где, как часто и как долго они будут работать. Условиями заключения адекватного бизнес-контракта являются следующие: 1) взаимное согласие (единое мнение относительно условий контракта); 2) адекватная компенсация (включающая, помимо почасовой и иной оплаты, еще и возможность для клиента отработать, в благодарность за услуги, некоторое время в качестве секретаря, менеджера, маркетингового агента и т. п.); 2) компетентность (заключающаяся в том, что специалист обладает необходимыми, по условиям контракта, профессиональными навыками и знаниями, а клиент понимает условия контракта и обладает физическими и умственными возможностями для работы); 3) законность (цели и условия контракта обязаны соответствовать существующим законам). В отличие от делового, контракт на изменение должен содержать в себе следующее: 1) цель (что вы хотите изменить в себе?); 2) действия (что вы будете делать, чтобы достичь этого изменения?); 3) ожидания (что вы хотите от специалиста, чтобы достичь этих изменений?); 4) признаки (как вы и/или другие люди заметят ваши изменения?); 5) экология (как вы сможете или будете мешать своими изменениями окружающим?); 6) саботаж (как вы будете саботировать нашу работу?); 7) эффект (что произойдет или будет происходить в вашей жизни, когда вы выполните условия контракта и достигнете желаемых изменений?). Заключение контракта, согласно данным авторам, осуществляется посредством совместного прохождения специалиста и клиента через следующие пять стадий: 1) намерение; 2) взаимный интерес; 3) идентификация изменения; 1) исследования по прояснению и разъяснению желаемой цели изменений; 4) торжественное утверждение контракта. Остается добавить, что в связи с вышеупомянутым вопросом о саботаже клиенту следует объяснить, что люди, обращающиеся за помощью, могут, тем не менее, прибегать к следующим типам поведенческого саботажа. - пропуски сеансов; - опровержение предоставляемой информации, советов или принципов; - отказ от работы на сеансе как неполное выполнение требуемого; - звонки во внеурочное время; - неуплата оговоренного гонорара; - жалобы на то, что его не лечат; - метания от одного специалиста к другому; - жалобы на предыдущих специалистов; - посещения только в период кризиса и отказ от посещений сразу после его прекращения. В случае обнаружения склонности клиента саботировать работу (а здесь надежным индикатором являются жалобы на предшествующих специалистов, с которыми он работал: обвинения их в недостаточной компетенции и скрытая или открытая лесть по поводу ваших способностей) еще в начале работы можно: - предложить клиенту составить список всех способов, с помощью которых можно саботировать совместную работу; - попросить его определить, какой из этих методов он стал бы использовать, если бы решил прибегнуть к саботажу; - обсудить, как и почему саботаж мешает людям достичь своих целей, в том числе с точки зрения: - вторичных выгод от саботажа; - способов их получения без оного.
|