Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурирование проблем и идей






По сути, речь здесь идет о двух относительно само­стоятельных техниках консультирования, первая из кото­рых позволяет детально ответить на эпистемологический вопрос «Что?», в то время как вторая - на эвристический вопрос «Как?».

Так, суть первой и весьма, кстати, распространенной психотехнологии заключается в том, что проблемное про­странство, с каковым, собственно, и прибыл клиент, начи­нает структурироваться по принципу: «Из чего состоит и что включает эта проблема?». Для этого, как правило, консультант использует большой лист белой бумаги, в центре которого рисует кружок с обозначением «Про­блема имярек». Далее последовательно изображаются ис­ходящие из него ветви - элементы структуры проблемы -первого, второго, а если надо, то и третьего уровня итера­ций (четвертый уровень анализа структуры используется довольно редко), что в результате образует примерно сле­дующее (рис. 18).

Рис. 18

Работа с использованием психотехнологии выявле­ния структуры проблемы сводится к следующей последо­вательности шагов.

1. Определите проблему клиента и запишите ее краткое определение в кружке в центре листа.

2. Выясните, из чего «во-первых» состоит эта проблема или в чем она заключается, зафиксировав это на листе.

3. Последовательно разберите каждую из выяв­ленных подпроблем, продолжая этот процесс до тех пор, пока не обнаружатся хоть какие-то возможности вне emu изменения в проблемную ситуацию; нечто, по отно­шению к чему клиент может стать причиной, а не след­ствием.

4. В случае если все и так уже ясно, и вы не собира­етесь работать со структурой идей, обсудите с клиен­том план возможных действий и, если надо, создайте у него мотивацию на их осуществление (см. соответст­вующий раздел).

Анализ проблемного поля следует продолжать до тех пор, пока в образовавшейся структуре не выявятся, по крайней мере, три элемента, которые могут быть ре­шены за счет конкретных действий клиента (хотя ино­гда достаточным является наличие всего одного пер­спективного направления - особенно если оно ключе­вое).

Вторая из описываемых в данном разделе техник консультирования - психотехнология структуры идей - как раз и позволяет разработать эти самые разрабатывае­мые (доступные решению) элементы структуры пробле­мы по следующему алгоритму.

1. Выделите анализируемый элемент структуры проблемы и запишите его краткое определение в центре листа.

2. Предложите клиенту выдвинуть идеи по поводу того, как это можно решить.

3. Последовательно разберите вместе с ним каж­дую из предложенных идей до уровня конкретных дей­ствий.

4. Составьте план конкретных действий и при не­обходимости создайте у клиента мотивации на их реали­зацию.

Так, такие, взятые для разработки из вышеприве­денного примера элементы проблемы могут быть «идей­но» структурированы следующим образом (рис. 19).

Рис. 19


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал