Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структурирование проблем и идей
По сути, речь здесь идет о двух относительно самостоятельных техниках консультирования, первая из которых позволяет детально ответить на эпистемологический вопрос «Что?», в то время как вторая - на эвристический вопрос «Как?». Так, суть первой и весьма, кстати, распространенной психотехнологии заключается в том, что проблемное пространство, с каковым, собственно, и прибыл клиент, начинает структурироваться по принципу: «Из чего состоит и что включает эта проблема?». Для этого, как правило, консультант использует большой лист белой бумаги, в центре которого рисует кружок с обозначением «Проблема имярек». Далее последовательно изображаются исходящие из него ветви - элементы структуры проблемы -первого, второго, а если надо, то и третьего уровня итераций (четвертый уровень анализа структуры используется довольно редко), что в результате образует примерно следующее (рис. 18). Рис. 18 Работа с использованием психотехнологии выявления структуры проблемы сводится к следующей последовательности шагов. 1. Определите проблему клиента и запишите ее краткое определение в кружке в центре листа. 2. Выясните, из чего «во-первых» состоит эта проблема или в чем она заключается, зафиксировав это на листе. 3. Последовательно разберите каждую из выявленных подпроблем, продолжая этот процесс до тех пор, пока не обнаружатся хоть какие-то возможности вне emu изменения в проблемную ситуацию; нечто, по отношению к чему клиент может стать причиной, а не следствием. 4. В случае если все и так уже ясно, и вы не собираетесь работать со структурой идей, обсудите с клиентом план возможных действий и, если надо, создайте у него мотивацию на их осуществление (см. соответствующий раздел). Анализ проблемного поля следует продолжать до тех пор, пока в образовавшейся структуре не выявятся, по крайней мере, три элемента, которые могут быть решены за счет конкретных действий клиента (хотя иногда достаточным является наличие всего одного перспективного направления - особенно если оно ключевое). Вторая из описываемых в данном разделе техник консультирования - психотехнология структуры идей - как раз и позволяет разработать эти самые разрабатываемые (доступные решению) элементы структуры проблемы по следующему алгоритму. 1. Выделите анализируемый элемент структуры проблемы и запишите его краткое определение в центре листа. 2. Предложите клиенту выдвинуть идеи по поводу того, как это можно решить. 3. Последовательно разберите вместе с ним каждую из предложенных идей до уровня конкретных действий. 4. Составьте план конкретных действий и при необходимости создайте у клиента мотивации на их реализацию. Так, такие, взятые для разработки из вышеприведенного примера элементы проблемы могут быть «идейно» структурированы следующим образом (рис. 19). Рис. 19
|