![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позитивация проблемы
Позитивация проблемы (в классическом нейролингвистическом программировании блистательно воплотившаяся в виде рефрейминга, который мы подробно опишем в книге «Психокоррекция») - это не использование в НЛП-консалтинге известных с незапамятных времен формул «Зеленый виноград» и «Сладкий лимон», а реальное и порой кардинальное прояснение проблемной области за счет обращения к ее позитивным аспектам и соответствующей трансформации используемой «карты». Суть дела заключается здесь в том, что фиксация клиента на исключительно негативных аспектах проблемной ситуации (еще одна форма проявления «гипноза проблемы») не дает ему не только увидеть всегда наличествующие в ней позитивные моменты, но и просто начать видеть и находить хоть какие-то решения. Можно выделить следующие варианты использования психотехнологии позитивации проблемы. Исследование ресурсов В этом случае уже на ранней стадии консультирования (ранней, поскольку поиск и конвертация ресурсов относятся к более поздним стадиям) выявите ресурсы клиента, которые укрепляются при их признании (минимальные изменения важны и в самом начале работы). 1. Выявите ресурсы, внимательно выслушав клиента. 2. Проясните их для него. 3. Осуществите закрепление всего положительного. Позитивный взгляд 1. Отразите положительный смысл и идеи в утверждениях клиента, которые на первый взгляд кажутся негативными. 2. В более широком аспекте используйте поощрение, пересказ, отражение чувств для того, чтобы подчеркнуть положительное направление. 3. Применяйте позитивную связь и самораскрытие. Поиск нового смысла 1. Внимательно выслушав, выявите проблемы клиента. 2. Задайте вопросы, затрагивающие смысл ситуации, например: «Что это значит для вас?» или «Какой в этом смысл?». 3. Выявите положительный смысл ситуации через вопросы и отражение смысла. 4. Осуществите конфронтацию типа «С одной стороны, негативное в данной ситуации состоит в том, что... но, с другой стороны, позитивное в том, что...». Клиент обычно смещается к более позитивному взгляду на ситуацию и прояснению проблемы. Фокусирование 1. Изолируйте (отделите, отставьте в сторону) чувства и эмоции клиента. 2. Предложите ему высказать свободные ассоциации по проблемной ситуации. 3. Разделите переживания клиента. 4. Найдите положительные чувства и мысли. 5. Вернитесь к проблеме и предложите почувствовать ее вновь, исходя из положительного опыта. Найдите нужные слова для похвалы.
|