![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема метамодели
Переведем все это в практический план, воспользовавшись материалами, предложенными Ф. Фанчем. Данный автор также отмечает, что высказывания людей бывают немного искажены и пропускают часть информации, так как язык - это все-таки символическое упрощение, и консультант может получить ценные сведения, если выяснит, что именно было пропущено или искажено. В речи, которую использует человек, мы наблюдаем «поверхностную структуру», однако, замечая, что искажено или пропущено, и пытаясь это восстановить, можно получить представление о «глубинной структуре», а значит реально прояснить проблему. Данный автор, практически повторяя структуру метамодели, приводит самые распространенные искажения и пропуски, а также примеры того, как с ними можно разобраться. В нижеописанном тексте К - значит клиент, а П - НЛП-консультант. 1. Простой пробел. Упущены подробности. Не включена движущая сила или предмет деятельности. К: Я злюсь. П: Из-за чего вы злитесь? На кого вы злитесь? 2. Обобщенные ссылки. Обобщены люди, вещи и события. Не говорится, что это конкретно. К: Это неважно. П: А что именно неважно? 3. Пробелы в сравнении. Делается видимое сравнение без указания того, с чем что-то сравнивается. К: Лучше уйти. П: Лучше уйти, чем что? 4. Потеря исполнителя. Пропущен авторитет, источник или исполнитель. Оценки и суждения без источника. К: Хорошо быть вежливым. П: По чьим словам это хорошо? Для кого это хорошо? 5. Указание на необходимость. То, что человек должен/не должен, обязан/не обязан делать, что необходимо, что нужно делать. Пропущены последствия, точные причины и следствия. К: Я должен о ней заботиться. П: Что произойдет, если вы будете о ней заботиться? Что произойдет, если вы не будете о ней заботиться? Что не произойдет, если вы будете о ней заботиться? Что не произойдет, если вы не будете о ней заботиться? 6. Указание на возможность. То, что человек может/не может, мог бы/не мог бы, сможет/не сможет сделать. Это возможно или невозможно. Не включено причинение. К: Я не могу стать лучше. П: Что вам мешает? 7. Причина и следствие. Говорится, что будто бы один человек является причиной состояния другого человека, не приводятся подробности того, как он это делает, и сам человек как будто не может ничего с этим поделать. Не включено собственное причинение. К: Она меня огорчила. П: Как именно она вас огорчила? Что бы случилось, если бы вы не огорчились? Бывает ли, что вы не огорчаетесь в такой ситуации? 8. Указание на всеобщность. Что-то обобщается как происходящее все время или как никогда не происходящее. Используются такие слова, как «все», «всё», «всегда», «все время», «никогда», «никто», «каждый», «ни один», «только». Подробности и исключения пропущены. Нет примеров обратного. К: Меня никто никогда не слушает. П: Вас НИКОГДА никто не слушал? Вы можете вспомнить случай, когда кто-то вас слушал? Что бы случилось, если бы кто-то стал вас слушать? 9. Неуточненный глагол. Используется общий глагол, который не описывает, что на самом деле происходит, например: «доверять», «любить», «нравиться», «поддерживать», «помогать». Пропущены конкретные происходящие или желательные действия. К: Она меня не любит. П: А какие ее действия говорят вам об этом? Как именно она вас не любит? 10. Чтение мыслей. Заявление о знании внутреннего состояния сознания кого-то другого или ожидание от кого-то другого знания собственного состояния. Это, скорее всего искаженная догадка или, по крайней мере, пропущены подробности, каким образом это известно. К: Она не заботится обо мне. П: Откуда вы это знаете? Какие именно ее действия говорят об этом? 11. Превращение глаголов в существительные (номинализация). Слова, описывающие процессы (глаголы), преобразованы в вещи (существительные). Человек думает о чем-то как о застывшей вещи, тогда как на самом деле это происходящее сейчас действие. К: Мне не хватает уверенности. П: А в чем вы должны быть более уверены? 12. Комплексная эквивалентность. Два логически не связанных между собой понятия (А и Б) искусственно связываются в фиксированную идею (А = Б или из А всегда следует Б). К: Он меня не ценит! П: Как вы об этом узнали? К: Потому что никогда не хвалит. П: А знаете ли вы людей, которые ценят и хвалят? Которые не ценят, но хвалят? Которые не ценят и не хвалят? И которые ценят, но не хвалят? (подробнее см. далее). Великий А. Эйнштейн на вопрос о том, что такое понять, ответил довольно просто: «Понять - это значит запомнить и начать пользоваться...». Так вот, для того чтобы пользоваться метамоделью, вам достаточно запомнить семь основных групп вопросов, входящих в три основные категории ее пользования - сбор информации, расширение пределов и изменение значений.
|