![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рефрейминг
1. Обнаружьте или создайте метафрейм (сверхрамку) для предъявленной клиентом проблемы. То есть вместо того, чтобы «атаковать» проблему непосредственно, отступите назад и изучите «карту», в которой она «напечатана». Расширьте и видоизмените точку обзора и результат. 2. Откройте и создайте пути, средства и контексты, при которых содержание проблемы может стать ценным, выгодным и удобным. 3. Определите выгоду клиента от предъявленной им проблемы. Что оправдывает эта проблема? Что объясняет? Для чего он использует эту проблему (чтобы быть/делать/иметь что?)? Какая от нее польза (не быть/не делать/не иметь)? Если это условие исчезает, с чем еще придется справляться? 4. Определите свою и клиента цель в рефрейминге: что вы хотите получить от переформулирования проблемы? Когнитивно-бихевиоральный подход 1. Выявить, где мышление клиента «сбоит» и слабо адаптируется. 2. Отметить повторяющиеся паттерны мышления («автоматические суждения»). 3. Использовав процедуры диссоциации и дистанцирования, предложить клиенту со стороны оценить мысли и чувства, относящиеся к ситуации. 4. Изменив правила, ввести более позитивную логику в ситуацию, меняющую мировоззрения. Резюме 1. Внимательно выслушайте клиента, стремясь по -пять его мысли и чувства. 2. Найдите положительные стороны - либо у клиента, либо в самой ситуации. 3. Предложите эти соображения клиенту, чтобы он стал больше уважать себя и свою способность справиться с ситуацией. Остается сделать два замечания или дополнения. Первое - то, что при работе по любой из вышепредложенных психотехнологий позитивации для описания проблемной ситуации вы должны использовать основные слова и логические конструкции самого клиента. И второе - то, что найденное позитивное может и не перевесить негативное, и в этом случае можно просто прямо спросить, что позитивное есть еще в этой ситуации, стремясь не столько прояснить проблему, сколько уменьшить негативное в ней. Упражнение 32 Потренируйтесь в использовании вопросов метамодели в обычных своих диалогах, строго следуя при этом правилу: один метамодельный вопрос на два-три обычных (в противном случае вы можете легко довести вашего оппонента до «белого каления»). Упражнение 33 Используя проясняющий диалог, разберите какую-нибудь свою проблемную область. Упражнение 34 Взяв другую животрепещущую для вас тему, сначала разгрузите ее негативную часть (настоящее состояние дел), а после разблокируйте часть позитивную (желаемое состояние дел).
|